Диспраксия у взрослых

Что такое диспраксия: причины, признаки и упражнения для коррекции

Диспраксия у взрослых

12.01.2019

Для диспраксии характерны расстройства двигательных функций, но без паралича, нарушения тонуса мышц. Основные признаки – изменение координации движения, сложность выполнения любых физических действий. Другие названия – апраксия, МДМ (минимальная дисфункция мозга), синдром неуклюжести.

Классификация

Диспраксическое состояние чаще всего возникает в детском возрасте (промежуток от 5-ти до 11-ти лет), преимущественно у мальчиков (у девочек встречается редко).

Ребенок не может выполнять элементарные действия – самостоятельно одеться, обуться, написать слово. Кроме того, нарушаются и речевые функции, поэтому малышам трудно произносить речь, читать.

Игры, где задействована мелкая моторика, тоже им даются с трудом.

Классификация, исходя из причины развития:

  • Первичная форма характеризуется невыясненной этиологией происхождения.
  • Вторичная форма возникает на фоне неврологических нарушений, таких заболеваний, как синдром Дауна, ДЦП, болезнь Вильямса, аутизм. Также по причине черепно-мозговых травм.

Виды по типу действий, которые дети не могут выполнить:

  • Моторный тип – малыш не может совершать физические движения.
  • Вербальный вид – нарушаются речевые функции (ребенок становится неспособным сформулировать мысль, сказать фразу, правильно расставить слова, произнести звук).
  • Офтальмологический тип (патология носит название «диспраксия глазодвигательная»). В этом случае контролю не поддаются двигательные способности зрительных органов (дети не могут провести взглядом по одной строке глазами, поэтому поворачивают голову).

Разновидности в зависимости от конкретики двигательных дисфункций:

  • Кинетический вид – нарушения заключаются в отсутствии быстрого ритма (во время бега, прыжков, ходьбы).
  • Идеативный тип – невозможно осмыслить, обдумать и реализовать действие.
  • Выразительный вид – не получается выразить эмоции посредством мимических движений. Например, во время смеха или злости не функционируют мышцы лица, отвечающие за выраженность эмоций.
  • Деамбулаторный тип – невозможность изменения способа передвижения. К примеру, человек не сможет встать с пяток на носочки или ускорить темп.
  • Конструктивный вид – нарушается пространственная организация движений (отсутствует адекватное восприятие).
  • Одевательный тип – больной не в состоянии контролировать поочередность надевания вещей (вместо нижнего белья – куртку, вместо носков – обувь, то есть происходит обратное одевание).

Причины

До сегодняшнего дня этиология происхождения диспраксии не изучена, однако выдвигаются следующие гипотезы относительно причины возникновения болезни:

  1. Наследственная предрасположенность – диспраксия, зачастую, возникает у детей, чьи родители болеют этой патологией.
  2. Врожденный фактор – на фоне таких патологий, как аутизм. Связана теория с тем, что происходит мутация гена FOXP2, участвующего в формировании вербальных способностей.
  3. Не обнаруженные заболевания во время вынашивания плода, связанные с повреждением головного мозга.
  4. Роды в неположенный срок: 31-36 неделя, 41-42 неделя.
  5. Заболевания – синдром Дауна, Аспергера, Вильямса, аутизм, детский церебральный паралич и прочие неврологические проблемы.
  6. Черепно-мозговая травма.

Симптомы

Основные симптомы проявляются в виде двигательных, офтальмологических и речевых нарушений, о которых сказано выше. Однако диагностировать и заметить заболевание можно по определенным признакам, которые характерны каждой возрастной категории.

Раннее детство (до 1-го года):

  • нарушение сна;
  • отсутствие сосательных функций, из-за чего затрудняется процесс кормления;
  • невозможность схватить игрушку;
  • постоянная капризность и плач;
  • неправильное направление взгляда.

Чаще всего такие малютки отстают в физическом развитии – не ползают, не садятся, не встают. Иногда не могут подать словесный сигнал.

У дошкольников (до 5-6 лет):

  • низкая концентрация внимания;
  • повышенная активность;
  • проблемы с удержанием равновесия;
  • невозможность уснуть;
  • неумение самостоятельно кушать;
  • скудность словарного запаса;
  • отсутствие словарной артикуляции;
  • трудности в социализации;
  • отсутствие способностей координировать жесты с музыкальными ритмами;
  • нарушенная моторика.

У школьников:

  • дисграфия;
  • неусвояемость изучаемых в школе материалов, особенно математики;
  • отставание по скорости в процессе написания диктанта, переписывания информации с доски и т. д.

У взрослых:

  1. Во взрослом возрасте люди не могут быстро писать и красиво выводить буквы.
  2. Человек не может правильно распланировать время. Поэтому часто опаздывает на мероприятия.
  3. Трудности в выполнении домашних дел – чувство дискомфорта при приготовлении пищи, уборке, глажке, стирке и т. д.
  4. Невозможно точно и быстро выполнять движения, из-за чего запрещено управление автомобилем.

Довольно часто при адекватной терапии ребенок излечивается от нарушенной координации движений. Однако данное состояние может сопровождать больного вплоть до старости.

К какому специалисту обращаться?

Если родители заметили один или несколько симптомов диспраксии, необходимо обратиться за помощью к педиатру, который после предварительной оценки состояния направит малыша к узкоспециализированным врачам – вертебрологу, логопеду, офтальмологу, неврологу и т. д. Взрослый человек изначально записывается на прием к терапевту.

Методы диагностики

Диспраксию диагностировать достаточно сложно, так как заболевание маскируется под другие патологические нарушения нервной системы и головного мозга.

Поэтому изначально осуществляется сбор анамнеза, в который входит изучение истории перенесенных патологий, наследственный фактор, как проходила беременность, в какой срок родился младенец.

После этого родители должны рассказать о проявляющейся симптоматике. Затем доктор проводит целевое тестирование, включающее следующие действия:

  1. Малыша просят самостоятельно раздеться и снова одеться.
  2. Ребенку дают головоломку, пазлы или любую другую игру, соответствующую возрастной категории. На основании того, как он справляется с задачей, врач делает выводы.
  3. Просьба сделать быстрое движение. Например, поднять руку, поднести палец к носу и т. д.
  4. Продемонстрировать способы хождения.

Существует еще один эффективный диагностический тест, который можно провести самостоятельно. Называется он прыжковый. Ребенка нужно попросить попрыгать. Но с определенной последовательностью изменения позы:

  • на счет раз – ноги расставить в стороны;
  • на счет два – перекрестить так, чтобы левая конечность оказалась впереди правой;
  • на счет три – снова расставить в стороны;
  • на счет четыре – перекрестить в обратном порядке.

Если малыш не может соблюсти последовательность, выдержать ритм под счет и разворачивает тазобедренный сустав при перекрещении ног – значит, диагностируется диспраксия. Возраст, с которого применяется это тестирование, – минимум 4 года.

Узнать более подробно о диагностических критериях диспраксии вы сможете из этого видео:

Коррекция диспраксии

Вылечить медикаментозным или хирургическим методом патологию невозможно, но современная медицина применяет коррекционные способы, которые улучшают двигательную функциональность человека. Обязательное правило – занятия и процедуры проводить под контролем квалифицированного специалиста. Дополнительно родители должны хвалить малыша за успехи и всячески поддерживать его.

Профилактических мероприятий против возникновения диспраксии не существует.

Логопедические упражнения

Упражнения от логопедов основаны на игровых действиях. Только так можно по-настоящему заинтересовать ребенка. Логопедических игровых мотиваций существует множество. Вот некоторые из них:

  1. Улучшить произношение можно при помощи гримас, которые ребенок должен делать перед зеркалом.
  2. Полезно сворачивать губы трубочкой и растягивать их в улыбке.
  3. Читать книги вслух, а еще лучше инсценировать сказку, в которой обязательно должен принимать участие больной. Причем его роль должна содержать как можно больше осмысленных фраз.
  4. Попросите малыша выучить стих, который он потом расскажет домочадцам и получит за это подарок.
  5. Играйте в развивающие игры, в которых присутствуют речевые обороты.
  6. Отличным решением станет игра в города. Для детей младшего возраста можно придумывать названия игрушек, имена и прочее, что интересно ребенку.
  7. Учите скороговорки, соревнуясь между членами семьи.
  8. Можно разучивать песни и петь их в караоке.

Коррекция двигательных функций

Реабилитация двигательных функций тоже основана на играх:

  1. Игра «Мешочек». Дать ребенку от 5-ти до 7-ми разных предметов, чтобы он их внимательно осмотрел и прощупал. После этого спрятать все игрушки в мешочек и попросить чадо доставать по одной единице, предварительно ощупав их, когда предметы находятся в мешке. Соответственно, он должен назвать эту вещь.
  2. Взять отрезок веревки (можно использовать скакалку) и выложить из неё любую фигурку (ёлка, дом и пр.). Потом убрать и попросить ребенка повторить действие.
  3. В этой игре должны принимать участие 2-3 человека. Поставить на любую поверхность пальцы так, чтобы получились «ножки», которые должны совершить забег на определенное расстояние. Кто быстрей «добежит», тот и победитель.
  4. Можно запускать бумажные самодельные самолетики.
  5. Сделать круг из нескольких участников. Взять в руки мяч среднего диаметра (малышам маленького) и передавать друг другу. Ведущий в один момент должен сказать – стоп. Выходит из игры тот, кто держит мяч.
  6. На голову положить любой предмет (книжку, блокнот, диск и т. д.). Ребенок должен как можно дольше ходить с предметом по комнате.

Полезно лепить пластилин, тесто, глину, рисовать, создавать аппликации и заниматься любым рукоделием, что активно развивает мелкую моторику.

Коррекция вербальной диспраксии

При вербальной диспраксии коррекция направлена на восстановление функций артикуляции и слов. Это позволит научиться контролировать мимические движения при эмоциях, правильно произносить звуки, воспринимать чужую речь и научиться самостоятельно выражаться. Используемые методики (проводят дефектологи, логопеды, психиатры):

  • запоминание новых слов, звуков;
  • уроки по контролю над речью;
  • автоматизация звуков;
  • развитие фонотеки.

Чтобы тело участвовало в процессе разговора, ребенок должен повторять за взрослым человеком жестикуляцию и слова, мимику. Начинать нужно с несложных движений и фраз, после чего можно переходить к усложненной имитации.

Лечение в домашних условиях

В домашних условиях родители должны строго соблюдать следующие правила:

  • выполнять упражнения, которые проводятся у специалиста;
  • поощрять малыша;
  • помогать приобретать новые знания;
  • обеспечить спокойную атмосферу (исключить ссоры, крики, ругань);
  • давать ребенку в дневное время отдыхать, строго следить за режимом дня;
  • перед детьми с диспраксией надо устанавливать только ясные для их понимания цели;
  • обязательно делайте большие акценты на мелочах, чтобы ребенок о них не забывал;
  • исключите торопливость, помните, что малышу трудно выполнять задания в быстром темпе;
  • задачи усложнять нужно постепенно.

Другие методы и рекомендации

Особой популярностью при диспраксии пользуется кинезиотерапия. Это могут быть следующие инновационные методики:

  • стабилометрия на основе биоактивной связи;
  • вестибулярные пассивные упражнения, которые проводятся при помощи компьютерного стенда;
  • динамические тренировки посредством рефлекторонагрузочных устройств (Гравитон, Адели, Гравистат);
  • электростимуляция мышечной системы;
  • поляризация головного мозга транскраниального типа;
  • видеоанализ совершаемых движений при помощи компьютерной программы.

Наряду с такими физиотерапевтическими процедурами врач назначает медикаментозную поддерживающую терапию, которая оказывает ноотропное церебропротекторное воздействие. Препараты: Актовегин, Глиатилин, Лецитин, Цитофлавин, Семакс, Кортексин, Глицин.

Особенно полезно заниматься ритмической гимнастикой с участием других детей. Это развивает координацию движений, восстанавливает вестибулярный аппарат, учит ребенка контролировать собственные действия и воспринимать музыкальный ритм правильно.

Диспраксия является сложным заболеванием, при котором поражается головной мозг, поэтому избавиться от патологии достаточно трудно. Необходимо при малейших подозрениях на заболевание сразу же обращаться за квалифицированной помощью к медработникам. Помните – чем раньше начать коррекционные действия, тем больше шансов на полноценное выздоровление.

Источник: //telemedicina.one/nevrologiya-i-psihologiya/dispraksiya.html

Диспраксия – это… Описание заболевания, причины возникновения, симптомы, методы лечения, профилактика

Диспраксия у взрослых

Мало кто знает в нашей стране, что популярный актер, исполнивший роль Гарри Поттера, имеет неизлечимое заболевание – диспраксию.

Это нарушение координации движений, которые делаются целенаправленно.

Просматривая кадры фильма, тяжело представить, что у этого человека есть какие-либо проблемы, однако, как утверждает сам Дэниел, что только благодаря этому неизлечимому заболеванию он стал актером.

Что это такое?

Диспраксия – это патология, которая проявляется в детском возрасте. Ребенку достаточно сложно выполнять ежедневные действия, одеваться или даже разговаривать.

Согласно МКБ-10 – заболевание отнесено к категории расстройств развития двигательной функции, а в справочнике DSM-IV патология занесена в отдел расстройств развития координации.

Проще говоря, ученые под термином «диспраксия» понимают расстройство в работе головного мозга, при котором пациенту тяжело запланировать свои движения.

При этом ребенок все понимает, что происходит вокруг, что ему следует сделать, но спланировать и повторить движения ему достаточно сложно.

Несмотря на высокий уровень развития медицинской области, данный вид патологии вызывает множество споров, как в части причин ее появления, так и в части лечения.

Основные проявления

Патологию обнаруживают у 3-6 % всех детей. Она может проявляться в той или иной мере. Болезнь присуща больше мальчикам, чем девочкам.

Многие малыши бывают неуклюжими, но диспраксия – это то заболевание, которое остается на всю жизнь.

Самые яркие и часто встречающиеся проблемы, с которыми сталкивается ребенок:

  1. Нарушения артикуляционной функции, часто сопровождается дыхательной дисфункцией. Малышу тяжело скоординировать работу речевых мышц.
  2. Проблемы при удержании ручки или карандаша. Такие детки долго осваивают навыки письма, рисования. Даже научившись писать, делают это очень медленно.
  3. Проблемы с чтением. Ребенку тяжело концентрироваться на одной строке и следить взглядом по ней.
  4. Проблемы с выполнением самых обычных задач: ходьба, бег, удержание равновесия. Также ребенку тяжело запомнить, а тем более позднее воспроизвести последовательные движения, тяжело поддаются игры высокой сложности.

Симптомы в зависимости от возраста

Несмотря на слабую изученность проблемы, все же заподозрить патологию можно даже на бытовом уровне.

В раннем возрасте (от 0 до 1 года), патология может проявляться в виде нарушения сна и сосательной функции. Малыш может не уметь направить свой взгляд в одну точку, а тем более удержать его. Могут наблюдаться расстройства захватной функции, раздражительность и частый плач.

В данном случае диспраксия – это нарушение в двигательном развитии, проявляющееся тем, что малыш с трудом сидит и ползает, практически не проявляет интерес к играм, не выражает свое настроение жестами и словесными сигналами.

Дошкольный период

Это возраст от 1 до 5 лет. В данном возрасте болезнь может характеризоваться следующей симптоматикой:

  • пониженная концентрация внимания;
  • повышенная физическая активность;
  • проблемы с засыпанием;
  • неумение самостоятельно питаться;
  • нескоординированная походка.

В этом возрасте уже явно наблюдается проблема с артикуляцией, у таких деток очень скудный запас слов, они могут знать не более 50 слов. Некоторые даже не умеют рисовать и использовать ножницы, танцевать в ритме с музыкой.

Школьный возраст

Диспраксия у детей от 6 лет вызывает проблемы с освоением школьной программы, тяжелее всего поддается математика. Ярко выраженная дисграфия и вообще сложности с обучением.

Почему это происходит?

Чаще всего заболевание диагностируется у детей с 5 до 11 лет. Есть огромные сложности с постановкой диагноза, так как симптоматика диспраксии пересекается со многими заболеваниями.

Относительно реальных причин развития заболевания существует множество гипотез, но единого мнения среди медиков не существует.

Одной из определяющих причин развития патологии считается наследственность. Естественно, если хотя бы у одного родителя есть какое-либо заболевание, то ребенок однозначно находится в группе риска.

По другой теории, болезнь является генетическим нарушением. Предполагается, что это связано с мутацией гена FOXP2, который играет решающую роль в развитии вербальных навыков. К примеру, подобное нарушение свойственно лицам с диагностированным аутизмом, у которых также наблюдаются проблемы с вербальной функцией.

Другие ученые предполагают, что моторная диспраксия и другие виды заболевания могут быть следствием микротравм головного мозга, которые возникают на фоне аноксии плода, то есть появляются в период вынашивания. Тем более, что уже давно замечено, что детки, которые недоношенные или наоборот, переношены, чаще страдают данным видом патологии.

Помимо всех этих факторов, установлена взаимосвязь между диспраксией и синдромом Дауна, Аспергера и аутизмом. Болезнь часто возникает на фоне черепно-мозговой травмы и при наличии ряда неврологических проблем.

Виды в зависимости от причин

На сегодняшний день выделяют несколько видов диспраксии, в частности в зависимости от причин возникновения:

  1. Первичная. Четко установить в данном случае, почему появилась болезнь практически невозможно, так как она не является следствием какого-либо заболевания или травмы.
  2. Вторичная, то есть развитие заболевания связано напрямую с другой патологией.

Виды в зависимости от типа действия

По другой классификации, патологию разделяют по типам в зависимости от типа действия.

Вербальная или артикуляционная диспраксия, то есть проблемы с правильным расставлением слов, построением фраз. Нередко ребенок не в состоянии четко выразить свою мысль. Часто данный тип сопровождается проблемами с выполнением движений и речевым аппаратом.

Моторный тип патологии характеризуется нарушением двигательной функции. Проявляться может не только в виде шаткой походки, могут быть проблемы с хватанием предметов и с выполнением других ежедневных задач.

Офтальмологическая или глазодвигательная патология. В данном случае наблюдается проблема с контролем движения глаз. Часто, чтобы прочесть предложение, ребенку необходимо двигать всей головой или он вообще не в состоянии сосредоточиться и быстро прочесть что-либо.

Классификация патологии по конкретным двигательным нарушениям

В данной классификации присутствует:

  1. Кинетическая диспраксия. Патология характеризуется замедленными движениями, то есть невозможность выполнять практически любые движения в быстром темпе.
  2. Идеативная. Больной имеет трудности с осмысливанием и дальнейшей реализацией действий.
  3. Деамбулаторная. Ребенок с таким видом диспраксии неспособен чередовать ходьбу и бег, либо другие предложенные движения.
  4. Выразительный тип характеризуется практически полным неумением выразить свои эмоции мимикой. Ребенок не соотносит мимику со своим эмоциональным состоянием.
  5. Конструктивная. Больной не воспринимает окружающий мир адекватно, ни в трехмерном, ни в двухмерном измерении.
  6. Одевательная дисфункция, как понятно из названия связана с процессом надевания. Ребенок может путать последовательность процесса надевания, к примеру, сначала обуться, а только потом надеть нижнее белье.

Как определить?

Огромная роль диспраксии в возникновении моторной дисграфии, что в дальнейшем будет только усложнять во взрослом возрасте. В свете этого, очень важно, как можно раньше идентифицировать заболевание, ведь его достаточно просто спутать с другой патологией.

Родители могут заподозрить, что появились проблемы дома. К примеру, наблюдая, как одевается и раздевается малыш. Если правильный порядок постоянно нарушается, то лучше обратиться к врачу. Ребенка можно попросить поиграть с головоломкой, где требуется соединить пазы. Также можно заметить, что есть проблемы, если идущего ребенка попросить тут же побежать, но он не может сразу перестроиться.

При малейшем подозрении следует обратиться к врачу. Это может быть педиатр, офтальмолог или логопед.

Лечебные мероприятия

На сегодняшний день не существует методики лечения, которая позволила бы полностью избавиться от диспраксии. Необходимо быть готовым, что ребенок с данным видом патологии будет иметь определенные трудности во взрослой жизни.

Несмотря на это, существуют определенные методики, которые позволят упростить ребенку и взрослому социализацию в обществе.

В частности, двигательный тип патологии корректируется при помощи так называемого метода «Третьего лица». Упражнения позволяют научить малыша совмещать собственные движения с сигналами, поступающими из окружающего мира. Одновременно удается улучшить восприятие времени и пространства.

Упражнения под названием «Тело и я» позволяют развить чувство собственного тела. Ребенок учится контролировать собственное дыхание и конечности – верхние и нижние.

Помимо этого, рекомендуется ввести в режим дополнительные занятия, которые улучшат состояние. К примеру, плавание, которое позволяет улучшить координацию. Потребуется постоянный контроль за осанкой и походкой, за движением глаз.

Коррекция диспраксии двигательного типа предполагает трудотерапию. В данном случае ребенок учится четко выполнять повседневные функции, что позволит максимально социализироваться в окружающей среде.

Лечение вербального типа патологии

Именно этот тип встречается чаще всего у детей. Поэтому очень важно, чтобы ребенку было проще жить, обратиться вовремя к логопеду. Диспраксия – это в данном случае невозможность четко выразить свои мысли и правильно образовывать звуки.

В зависимости от оценки проблемы, выбирается одна из двух стратегий реабилитации:

  1. «Перевоспитание» фонетики. В данном случае врач помогает улучшить качество звуков и их количество.
  2. Корректировка двигательной функции лица с издаваемыми звуками. В данном случае проводится тренировка мышц лица, чтобы в дальнейшем ребенок смог запомнить движения и использовать их в контексте собственной речи.

Диспраксия у взрослого населения

На протяжении длительного времени медики всего мира были уверены, что ребенок «перерастает» диспраксию. Но сегодня уже четко понятно, что патология сохраняется на протяжении всей жизни и несет ряд проблем для пациента.

Взрослые люди с диспраксией могут характеризоваться как лица с неумением планировать, то есть постоянно опаздывают, с трудом выполняют домашние дела, либо делает все слишком долго. Им тяжело научиться даже управлять автомобилем и велосипедом.

Изучение взрослой патологии находится лишь на начальной стадии, поэтому речь о том, чем можно кардинально помочь таким людям, даже не идет.

Профилактика

Несмотря на стремительное развитие медицины, никто не придумал профилактические мероприятия и вакцины от диспраксии. Самое главное, при малейшем подозрении на то, что со здоровьем малыша что-то не так, – срочно обратиться к врачу, так как лечение данного вида патологии достаточно длительное.

Источник: //FB.ru/article/392410/dispraksiya-eto-opisanie-zabolevaniya-prichinyi-vozniknoveniya-simptomyi-metodyi-lecheniya-profilaktika

Что такое диспраксия?

Диспраксия у взрослых

У человека с диспраксией возникают проблемы с движением, координацией, суждением, обработкой, памятью и некоторыми другими когнитивными навыками. Диспраксия также влияет на иммунную и нервную системы организма.

Диспраксия также известна как трудности с моторным обучением, перцептомоторная дисфункция и нарушение координации развития (DCD). Термины «минимальное повреждение головного мозга» и «неуклюжий детский синдром» больше не используются.

По данным Национального центра по проблемам инвалидности, у лиц с диспраксией возникают трудности в планировании и выполнении мелких и грубых моторных задач. Это может варьироваться от простых движений двигателя, таких как размахивание до свидания, до более сложных, таких как последовательные шаги для чистки зубов.

Диспраксия — это неврологическое расстройство, которое влияет на способность человека планировать и обрабатывать двигательные задачи.

У лиц с диспраксией часто возникают языковые проблемы, а иногда и степень сложности мышления и восприятия. Диспраксия, однако, не влияет на интеллект человека, хотя это может вызвать проблемы с обучением у детей.

Развивающая диспраксия — это незрелость организации движения. Мозг не обрабатывает информацию таким образом, чтобы обеспечить полную передачу нейронных сообщений.

Человеку с диспраксией трудно планировать, что делать, и как это сделать.

Национальный институт неврологических расстройств и инсульта (NINDS) описывает людей с диспраксией как «не синхронизированные» с окружающей средой.

Эксперты говорят, что около 10 процентов людей имеют некоторую степень диспраксии, в то время как приблизительно 2 процента имеют это серьезно. Четыре из каждых пяти детей с явной диспраксией — это мальчики, хотя есть некоторые дебаты относительно того, может ли диспраксия быть недоразвитым у девочек.

По данным Национальной службы здравоохранения Великобритании, у многих детей с диспраксией также наблюдается синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

Симптомы диспраксии

Симптомы могут варьироваться в зависимости от возраста человека. Позже мы рассмотрим каждую возрастную группу более подробно. Некоторые из общих симптомов диспраксии включают:

  • плохой баланс
  • плохая осанка
  • усталость
  • неуклюжесть
  • различия в речи
  • проблемы с перцем
  • плохая координация зрения

Диагностика диспраксии

Диагноз диспраксии может быть сделан клиническим психологом, педагогическим психологом, педиатром или профессиональным психотерапевтом. Любой родитель, который подозревает их ребенка, может иметь диспраксию, должен обратиться к врачу.

При проведении оценки потребуются детали, касающиеся истории развития ребенка, умственных способностей, а также валовых и мелких моторных навыков:

  • Валовые двигательные навыки — насколько хорошо ребенок использует большие мышцы, которые координируют движение тела, включая прыжки, метание, ходьбу, бег и поддержание равновесия.
  • Тонкие моторные навыки — насколько хорошо ребенок может использовать меньшие мышцы, в том числе завязывать шнурки, делать пуговицы, вырезать фигуры с помощью ножниц и писать.

Оценщик должен будет знать, когда и как были достигнуты этапы развития, такие как ходьба, ползание и разговор. Ребенок будет оцениваться как баланс, чувствительность прикосновений и вариации при ходьбе.

Дисперсия у детей

Дисперсия может варьироваться в зависимости от возраста. Имея это в виду, мы будем рассматривать каждый возраст индивидуально. Не каждый человек будет иметь все симптомы, описанные ниже:

Очень раннее детство

Ребенок может занять больше времени, чем другие дети:

  • Сидеть.
  • Сканирование — Фонд Диспраксии говорит, что многие из них никогда не проходят стадию ползания.
  • Ходить.
  • Говорите — по данным Детской больницы в Уэстмиде, Австралия, ребенок может быть медленнее отвечать на вопросы, затруднять звуки или повторять последовательности звуков или слов; они также могут испытывать трудности с поддержанием нормальных интонационных моделей, имеют очень ограниченный автоматический словарь, говорят медленнее, чем другие дети, и используют меньше слов с большим количеством пауз.
  • Stand.
  • Станьте горшком обученным (выходите из подгузников).
  • Создайте словарь.

Ранее детство

В дальнейшем могут возникнуть следующие трудности:

  • Проблемы, выполняющие тонкие движения, такие как привязка шнурков, набор кнопок и молний, ​​использование столовых приборов и почерка.
  • Многим будет сложно одеваться.
  • Проблемы, связанные с движением игровых площадок, такими как прыжки, игра в хмеле, выбивание мяча, пение мяча, прыжки и пропуски.
  • Проблемы с перемещением в классе, такие как использование ножниц, раскраска, рисование, игра в головоломки.
  • Проблемы обработки мысли.
  • Трудности с концентрацией. Детям с диспраксией обычно трудно сосредоточиться на одной вещи надолго.
  • Ребенок усерднее, чем другие дети, присоединиться к игровым площадкам.
  • Ребенок будет беспокоиться больше, чем другие дети.
  • Некоторым трудно подняться и спуститься по лестнице.
  • Более высокая тенденция биться по вещам, падать и бросать вещи.
  • Трудность в изучении новых навыков — в то время как другие дети могут делать это автоматически, ребенок с диспраксией занимает больше времени. Поощрение и практика чрезвычайно помогают.
  • Написание историй может быть намного сложнее для ребенка с диспраксией, а также может копировать с доски.

В дошкольном возрасте также распространены следующие:

  • Находит это трудно поддерживать друзей.
  • Поведение, когда в компании других может показаться необычным.
  • Hesitates в большинстве действий, кажется медленным.
  • Не держит карандаш с хорошим сцеплением.
  • Такие понятия, как in, out, to the front, трудно обрабатывать автоматически.

Позднее в детстве

  • Многие из перечисленных выше проблем не улучшают или только немного улучшают.
  • Пытается избежать занятий спортом.
  • Хорошо учится на индивидуальной основе, но нигде рядом с классом с другими детьми.
  • Реагирует на все раздражители одинаково (не отфильтровывая нерелевантные стимулы автоматически)
  • Математика и письмо сложны.
  • Тратит много времени на то, чтобы писать.
  • Не следует инструкциям.
  • Не запоминает инструкции.
  • Плохо организовано.

Диспраксия у взрослых

У взрослых симптомы включают:

  • Плохая поза и усталость.
  • Проблемы с выполнением обычных обязанностей.
  • Менее тщательный контроль — писать и рисовать сложно.
  • Трудность координации обеих сторон тела.
  • Непонятная речь, часто порядок слов может быть запутан.
  • Неловкое движение и склонность к поездке.
  • Уход и переодевание более сложные — бритье, наложение макияжа, крепление одежды, привязка шнурков.
  • Плохая координация рук и глаз.
  • Трудность планирования и организации мыслей и задач.
  • Менее чувствителен к невербальным сигналам.
  • Легко расстроен.
  • Низкая самооценка.
  • Сложность сна.
  • Трудность отличает звуки от фонового шума.
  • Известный недостаток ритма при танцевании или тренировке.

Социальные и сенсорные — индивидуумы с диспраксией могут быть чрезвычайно чувствительны к вкусу, свету, прикосновению и / или шуму. Возможно также отсутствие понимания потенциальных опасностей. Многие испытывают перепады настроения и проявляют неустойчивое поведение.

Исследователи из Университета Болтона в Англии говорят, что часто существует тенденция воспринимать вещи буквально «(ребенок) может слушать, но не понимать».

Причины диспраксии

Ученые не знают, что вызывает диспраксию. Эксперты считают, что нервные клетки человека, которые контролируют мышцы (моторные нейроны), развиваются неправильно. Если моторные нейроны не могут образовать правильные соединения, по какой-либо причине мозг займет гораздо больше времени для обработки данных.

Эксперты службы инвалидности и дислексии в Лондонском университете королевы Марии, США, говорят, что исследования показывают, что диспраксия может быть вызвана незрелостью развития нейронов в мозге, а не каким-либо конкретным повреждением головного мозга.

В докладе Университета Халла в Англии говорится, что диспраксия «вероятно наследственная: несколько генов были замешаны». Часто в семье, которая так же затронута, много членов ».

Лечение диспраксии

Хотя диспраксия не излечима, с лечением, человек может улучшиться. Однако, чем раньше ребенок будет диагностирован, тем лучше будет их прогноз. Следующие специалисты чаще всего относятся к людям с диспраксией:

Трудотерапия

Профессиональный терапевт будет оценивать, как ребенок справляется с повседневными функциями как дома, так и в школе. Затем они помогут ребенку развить навыки, характерные для повседневной деятельности, которые они находят сложными.

Речевая и языковая терапия

Патолог-речевой язык проведет оценку речи ребенка, а затем осуществит план лечения, чтобы помочь им более эффективно общаться.

Перцептивное моторное обучение

Это включает в себя улучшение языка ребенка, визуального, движения и слуховых навыков. Индивидуум ставит ряд задач, которые постепенно становятся более продвинутыми — цель состоит в том, чтобы бросить вызов ребенку, чтобы они улучшались, но не настолько, что он становится расстраивающим или стрессовым.

Костная терапия при диспраксии

В исследовании, опубликованном в этой группе, команда ирландских, британских и шведских исследователей оценила влияние конной терапии (терапевтическая верховая езда) на группу из 40 детей в возрасте 6-15 лет с диспраксией.

Дети участвовали в шести конных встречах продолжительностью 30 минут каждый, а также два 30-минутных сеанса аудиовизуального скрининга.

Они обнаружили, что терапия для верховой езды стимулировала и улучшала параметры познания, настроения и походки участников. Авторы добавили, что «данные также указывают на потенциальную ценность аудиовизуального подхода к лошадиной терапии».

Активная игра

Эксперты говорят, что активная игра — любая игра, которая включает в себя физическую активность, которая может быть на улице или внутри дома, помогает улучшить двигательную активность. Игра — это способ, которым дети узнают об окружающей среде и о себе, и особенно для детей в возрасте 3-5 лет; это важная часть их обучения.

Активная игра — это то, где физическое и эмоциональное обучение очень маленького ребенка, их развитие языка, их особое осознание, развитие того, что их чувства, все объединяются.

Чем больше детей вовлечено в активную игру, тем лучше они смогут успешно взаимодействовать с другими детьми.

Источник: //clearbody.org/chto-takoe-dispraksiya/

Диспраксия – что это за болезнь?

Диспраксия у взрослых

Рассматривается такое заболевание, как диспраксия, часто диагностируемая у детей раннего возраста. Что это за болезнь, каковы симптомы диспраксии и как с ней бороться ребенку и родителям.

У этих людей все валится из рук, они неуклюжи и часто даже падают на ровном месте. Всему виной – Диспраксия – заболевание, заключающееся в нарушении координации, вследствие необратимых неврологических процессов.

Этот диагноз ставят в раннем детстве и, если не заниматься ребенком, можно обречь его на несчастную и бесцельную жизнь. Этот недуг можно и нужно подчинить себе, чтобы ребенок в будущем мог жить полноценной жизнью.

Диспраксия – что это за болезнь?

Смысл жизни нашей — непрерывное движение.

Якуб КоласИЗ СТАТЬИ ВЫ УЗНАЕТЕ:  [скрыть] 

ДОПОЛНИТЕЛЬНО

Неуклюжесть, хаотичность движений, заторможенность, низкая моторика. Все это можно сказать о людях, страдающих этим недугом. «Dyspraxia» с латинского так и переводится — «синдром детской неуклюжести». Только характерен он не только для детей, но и взрослых.Заболевание довольно серьезное и определяется в неврологии, как нарушение двигательных и речевых функций.

Больные постоянно испытывают чувства беспокойства в связи с невозможностью полноценно общаться со сверстниками и взрослыми, проблемами с опорно-двигательным аппаратом.Люди, подверженные этому недугу, чествуют себя довольно глупо в повседневном мире. Некоторым пациентам диагноз диспраксия ставят уже в сознательном возрасте, 20-25 лет.Это скорее артикуляционная диспраксия.

Такое расстройство сопровождает человека всю жизнь. Диагноз ставится точно, а вот происхождение его ученые пока до конца не выяснили. Известно только, что при данном недуге имеют место повреждения определенных участков головного мозга.Теперь уже установлено достоверно: дети диспраксию не перерастают.

Если не заниматься ребенком, заболевание усугубится и перейдёт в более серьёзную стадию.У взрослых чаще сохраняется моторная диспраксия, когда наблюдаются явные проблемы с почерком, невозможностью планировать свой день, отсутствием желания вставать рано и не опаздывать на работу.

Домашние дела, такие как обычная готовка и уборка у людей с таким диагнозом всегда вызывают неприятие, дискомфорт. Скорость и точность движений, координация нарушены. Автомобилем людям с таким диагнозом управлять категорически запрещено.Взрослые с диагнозом диспраксия подвержены частым стрессам.

Есть ситуации, когда в детском возрасте человек данным недугом не страдал, но в зрелом не может совладать со своими рефлексами и доктора вынуждены диагностировать диспраксию. Эта загадка ученому миру пока не понятна.Ленивые и неуклюжие дети – объекты повышенного внимания невропатологов и педиатров.

Если движения ребенка неуклюжи, он не может совладать с собой, врач вправе усомниться в нормальном состоянии малыша и провести дополнительные обследования. Главные из них проводит невропатолог. Он изучает двигательную функцию малыша, его рефлексы и простейшие реакции. Если симптомы подтверждаются, ставится диагноз диспраксия.Двигательные навыки таких детей существенно нарушены.

Их поведение сильно отличается от реакций сверстников. Интеллект сохранен, но вот некоторые задачи вызывают сложности.Ребенок и подросток, страдающий диспраксией, очень быстро находит общий язык со сверстниками, но нуждается в помощи, когда нужно применить мелкую моторику. К примеру, завязать шнурки или написать элементарное сочетание слов.

На велосипеде такие дети ездить не могут ни в каком возрасте.

По статистике, расстройством координации движения страдают порядка 6% от всех новорожденных и 5-6% взрослого населения. Такой ребенок появляется в каждом классе. У большинства этих детей есть и сопутствующие недуги, например, дислексия – нарушение речи. У таких больных наблюдается более низкий уровень социальных навыков. Это значит, что они очень сложно проходят этапы социализации.

Признаки диспраксии у ребенка

Классификацию разработали ряд ученых, и она зависит от происхождения проблемы и ее явных проявлений:

  • Самый распространённый тип — вербальная диспраксия или артикуляционная диспраксия. Она заключается в затруднении полноценного произношения звуков.

    Если это ребенок, он не может произнести слоги в правильном порядке, взрослый путает слова, ударения, не может полноценно формировать мысли.

  • Моторный тип диспраксии заключается в сложности выполнения элементарных движений.

    Ребенок или даже взрослый не могут самостоятельно принимать пищу, завязывать шнурки, застегивать пуговицы на одежде.

  • Офтальмологическая — этот тип диспраксии состоит в затруднённом движении глаз. Зрение при этом в норме, но двигательная функция мышц нарушена.

    Такие отклонения имеют место и чаще всего замечены в предшкольном возрасте, в ходе подготовки ребенка к первому классу. Когда он читает, двигает не глазами, а головой.

  • Нарушения выразительной функции — это невозможность выразить свое эмоциональное состояние через мимику.

    Мышцы лица не поддаются командам мозга, рекомендующим улыбаться, смеяться или плакать. Это выглядит весьма театрально и неестественно.

  • Идеативный тип диспраксии выражается в невозможности полноценно действовать в простейших ситуациях.
  • Конструктивный вид диспраксии – это потеря ориентации в пространстве.

    Человек все вокруг воспринимает неадекватно.

  • Деамбулаторная диспраксия – постоянные трудности при смене характера движений. Ребенок не может перестроиться с быстрого в медленный темп и наоборот.

  • Кинестетическая диспраксия — невозможность полноценно артикулировать: печатать на компьютере, застегивать пуговицы и даже кнопки. При таких отклонениях доктора-невропатологи рекомендуют заниматься ребенком вплотную, социализировать его и адаптировать по-максимуму.

Симптомы заключаются в неловкости, постоянно проявляющейся неуклюжести. Дети в саду и школе постоянно смеются над такими сверстниками, а между тем, они требуют профессионального подхода в обучении и образовании.Диспраксичные дети пассивны, отказываются от вовлечения в общее веселье. Они быстро устают и не хотят часто и помногу двигаться.

В числе явных симптомов заболевания:

  1. Чувствительность к прикосновениям, даже легким.
  2. Невозможность поймать мяч ни при каких обстоятельствах, даже с огромными усилиями.
  3. Падают на ровном месте.
  4. Не умеют рисовать, плохо читают.

  5. Не могут самостоятельно кушать до 5-6 лет, что является довольно поздними показателями развития.
  6. Демонстрируют крайне плохую память при сносном мышлении.
  7. Не могут поехать на велосипеде.
  8. Страдают географическим кретинизмом.
  9. Часто хаотично двигаются, когда не знают направления движения

У пациентов с диагнозом диспраксия нарушена осанка, имеются задержки в росте, особенностях развития. К примеру, ребёнок и в 2 года не может нормально ходить и даже сидеть. Он не концентрирует взгляд в одной точке, раздражителен, у него нарушен сон. О полноценном равновесии не может быть и речи.

Когда дело доходит до обучения, оно проходит весьма сложно, с трудностями и промедлением.Диагностируют недуг в раннем возрасте.

Если малыш не может элементарно самостоятельно одеться, нарисовать простейший предмет или даже животное, стоит показать его доктору-невропатологу
Они состоят в очень явных и характерных проявлениях заболевания.

Некий Марк из обычной семьи, чьи родители не страдали генетическими недугами, был очень медлителен и имел большие проблемы в координации и общении со сверстниками. Врачи быстро поставили диагноз и начали лечение.

При интенсивных усилиях родителей, общей физиотерапии и применении терапевтических методов, ребенок быстро пошел на поправку и частично восстановил двигательные функции, речь.

Коррекция диспраксии – постоянная работа родителей и специалистов

Кинетическая диспраксия — моторный и артикуляционный тип недуга имеют ряд нестандартных причин. Специалисты связывают проявления недуга с неполным развитием нейронов, что имеет место в головном мозге.Большинство исследователей склонны считать, что причины диспраксии кроются в генетической предрасположенности, когда оба родителя неполноценно развиты и страдают рядом недугов нервной системы.Среди основных составляющих, способствующих развитию диспраксии:

  1. Микротравмы мозга, которые имеют место в период родов или в первые дни после рождения малыша.
  2. Мутации генетического плана.
  3. Недоношенность.

Самостоятельно помочь таким пациентам практически невозможно. Тут нужна концентрация сил специалистов разного уровня.

Тут необходимо применить комплекс мер. Самые главные из них:

  1. Соблюдение режима дня.
  2. Правильное питание.
  3. Терпение ко всем «выпадам» такого ребенка.
  4. Поощрение даже незначительных успехов.

Людей с диагнозом диспраксия нельзя “гнобить” и унижать. Желательно поощрять в них положительные особенности, даже если это уже взрослые, состоявшиеся индивидуумы.

Упражнения для коррекции диспраксии

Лекарств от этого неврологического недуга ученые пока не изобрели. Тут показана физиотерапия, простые упражнения из ряда ЛФК. Заболевание проще приостановить при точной диагностике и обращении к квалифицированным специалистам.Тут нужна работа с целым рядом докторов. Основные в их числе: дефектологи, неврологи, логопеды, физиотерапевты.

Важно таким детям усиленно заниматься спортом. Среди таких дисциплин: бег, плавание, метание снарядов, борьба.Помогут специализированные упражнения, занятия на тренажерах. Обязательны ежедневные утренние зарядки под контролем профессионального доктора на начальных этапах и позже – родителями.

Важно постоянно применять такие методы, как хождение на пятках, носках и попеременно с прыжками. Периодически желательно останавливаться на передышки.Следует постоянно тренировать координацию: вертеться в разные стороны, выбирать наиболее правильные игры на развитие двигательных функций.

Собирание пазлов вечерами – не менее интересное занятие с такими детьми.

Это тренирует внимательность и память. Можно заниматься и копированием простейших рисунков, что не менее занимательно и полезно.

В качестве коррекционных занятий и специального развития – плавание, ЛФК, массаж. Желательно у таких детей постоянно развивать мелкую моторику пальцев посредством шитья, вышивания, бисероплетения.Такое заболевание, как диспраксия считается весьма сложным и практически неизлечимым.

Ученые пока не изобрели препаратов для устранения симптомов и последствий этого недуга.

Но если планомерно заниматься развитием ребенка, уделять ему огромное количество времени, можно добиться весомых результатов, улучшить его самочувствие, придать уверенности и настроить на полноценный образ жизни.

Цыгвинцева Анастасия · 19 фев, 2019

Источник: //PsyMod.ru/2706-dispraksija-chto-jeto-za-bolezn.html

ПроНедуг
Добавить комментарий