Причины задержки речи у ребенка 2 лет

Задержка речи у ребенка

Причины задержки речи у ребенка 2 лет

  • Здоровье ребёнка от А до Я

Обычно родители очень трепетно относятся к тому, как говорит их ребёнок. Ведь правильная речь — это один из самых явных признаков нормального интеллектуального развития малыша.

Если кроха начинает говорить рано, внятно и чисто — родители радуются и гордятся. А вот ребенок с задержкой речи вызывает озабоченность и тревогу мам и пап. И это абсолютно правильно — ведь нарушения речи эффективно лечатся только в возрасте от 2,5 до 7 лет.

Потом может быть просто поздно.

Нормальное развитие речи у детей

Как же должна развиваться речь ребенка? Что считать нормой?

  • В год малыш должен уметь говорить около десяти слов. Естественно, это пока ещё «детские» слова, понятные только ему и вам — «ма», «ба», «ки» (киска). При этом ребенок должен знать названия знакомых ему предметов и действий и реагировать на них: «дай кубик», «пойдем гулять», «кровать», «ложка», «окно».
  • В два года кроха начинает говорить коротенькими предложениями и употреблять простые прилагательные и местоимения («я пошел», «киска белая»). Словарный багаж ребенка, как правило, состоит из 50–100 слов.
  • В 2,5 года малыш должен произносить более-менее правильно около 200–300 слов, а также знать свое имя и говорить, использует прилагательные. В этом возрасте ребенок начинает задавать вопросы, пытается изображать голоса животных — «мяу», «гав-гав» и т. д.
  • К трем годам дети должны уметь связно составлять рассказ из нескольких предложений. В речи должны правильно употребляться местоимения, наречия, прилагательные. Малыша должен понимать посторонний человек.

Естественно, приведенные нормы весьма относительны — ведь у всех детей разный характер, темперамент, наследственность, да и обстановка, в которой они растут, отличается. К тому же, как правило, мальчики начинают говорить позднее девочек на 4–5 месяцев.

Однако эти ориентиры помогут внимательным родителям оценить, соответствует ли речь малыша его возрасту. Если отставание существенно, то, возможно, самое время обратиться к специалисту.

Признаки явной задержки развития речи у детей

Родители должны начать беспокоиться, если ребенок:

  • В 4 месяца не реагирует на обращение матери, не улыбается ей.
  • В 9 месяцев не лепечет.
  • В 1,5 года: не произносит простых слов; не знает названия окружающих предметов и своего имени; не может выполнить простую команду, например, «дай руку» или «иди ко мне».
  • В 2,5 года: знает мало слов; не запоминает названия предметов; не умеет говорить предложениями, хотя бы из двух слов.
  • В 3 года: говорит непонятно даже для вас; не может составить предложение из трех слов, а говорит фразами из сказок, стишков и «мультиков» или повторяет фразы взрослых, произнесенные при нем; не понимает ваших объяснений; говорит очень медленно или, наоборот, слишком быстро, глотая окончания; у малыша трудности с жеванием и он может подавиться даже маленьким кусочком; ходит с постоянно полуоткрытым ртом; у него повышенное слюноотделение без явных причин.

Если вы заметили у своего малыша какой-нибудь из этих признаков, то необходимо немедленно обратиться к педиатру. Врач назначит обследование и направит к соответствующему специалисту. Чем раньше начато лечение задержки развития речи у ребенка, тем больше шансов, что к школе он ничем не будет отличаться от своих сверстников.

Какие бывают задержки речи у детей

Задержка речевого развития (ЗРР) — это когда малыш говорит не так, как полагается в его возрасте.

Различают:

  • Расстройство артикуляции речи — ребёнок говорит очень нечётко, его не могут понять даже близкие, но, при этом он всё понимает, не имеет никаких психических отклонений и в остальном совершенно здоров.
  • Задержка экспрессивной речи — речь малыша существенно отстает от его возрастной нормы/ребенок говорит очень мало или вообще молчит.
  • Расстройство рецептивной речи — ребенок плохо понимает то, что ему говорят, хотя со слухом у него всё в порядке.
  • Комбинации предыдущих расстройств.

Причины задержки речи у детей

Специалисты разделяют причины речевых нарушений на социальные и на физиологические-то есть те, которые связаны со здоровьем.

К социальным факторам обычно относят неправильное воспитание, лишающее детей желания говорить.

  • Это может быть недостаточное внимание к ребенку — ему просто не с кем разговаривать. Или родители говорят настолько быстро, что малыш не успевает вычленить отдельные слова и, в конце концов, перестает пытаться понять взрослого.
  • Иногда к проблемам с речью может привести неподходящая для малыша окружающая обстановка — ребёнок растет в среде, где речь теряет свою ценность. Например, постоянно включен телевизор, взрослые громко общаются между собой, много посторонних звуков. Малыш привыкает не вслушиваться в речь и начинает говорить цитатами из «мультиков», не придавая значения словам.
  • Как ни странно, но к задержке развития речи может привести и гиперопека — в семьях со сверхвнимательными родителями дети тоже могут лишиться мотивации к развитию речи — ведь их и так понимают!
  • Очень часто возникают трудности с речью у детей в двуязычных семьях.
  • Ну и, конечно, «отбить» всякое желание говорить могут завышенные требования к ребёнку. Родители заставляют малыша повторять одни и те же слова и фразы, вызывая у него негативное отношение к речи.

Темповая задержка речи, связанная с отсутствием мотивации к общению, исправляется легче всего. Конечно, при своевременном обращении к врачу. Наилучшие результаты дает лечение, начатое до 3–4 лет. Если начать заниматься с ребенком вовремя, то уже к шести годам он может догнать своих сверстников и даже перегнать их.

Впрочем, начать коррекцию речи можно и позже, даже в 5 или 7 лет. Главное — не игнорировать проблему.

К физиологическим факторам задержки развития речи можно отнести следующие:  

  • нарушения слуха;
  • недоразвитость органов артикуляции: губ, языка, лицевых мышц, мягкого нёба;
  • нарушения зрения;
  • поражения головного мозга, неврологические заболевания (внутриутробные травмы, гипоксия, трудные или преждевременные роды, травмы в первый год жизни, тяжелые заболевания в раннем возрасте);
  • травмы психологического плана (испуг, родительские ссоры);
  • алкоголизм родителей;
  • наследственность (если у родителей в семье кто-то начинал говорить поздно, то это повод для пристального наблюдения за малышом и раннего обращения к специалисту);
  • врожденные заболевания: ДЦП, синдром Дауна, аутизм, синдром гиперактивности.

Задержка развития речи у детей, связанная с перечисленными причинами, лечится гораздо сложнее и дольше. В этих случаях требуется помощь врача, а иногда и совместные усилия разных специалистов.

Какие специалисты занимаются речевыми расстройствами

Очень многие родители полагают, что лечением нарушений формирования речи занимаются логопеды. На самом деле, логопеды только «ставят» правильное произношение звуков. С детьми они начинают работать лет с четырех-пяти. Лишь очень немногие логопеды работают с детьми помладше. Но ждать так долго, если ребенок явно говорит не так, как положено в его возрасте, нельзя ни в коем случае.

Задержка речи у ребенка требует, в первую очередь, выяснения причин. Только после этого коррекцией развития малыша сможет заняться нужный специалист — дефектолог, психолог, невропатолог, логопед или даже психиатр.

Невропатолог может приступить к лечению уже годовалого ребенка, если у того диагностировано какое-либо неврологическое заболевания. С 2-летними детьми работают дефектологи и педагоги-корректологи, они занимаются улучшением памяти, мышления, внимания, моторики.  В 4–5 лет подключаются логопеды, которые учат детей говорить внятно и грамотно, выстраивать рассказ.

Как лечат ЗРР

Задержка речи у детей поддается лечению — главное, начать его вовремя, набраться терпения и проявить определенную настойчивость.
Лечение речевых расстройств обычно состоит из следующих составляющих.

Лекарственные препараты вам выпишет лечащий врач, как правило, это средства для «подпитки» нейронов головного мозга и для стимуляции речевых зон.

  • Магнитотерапия, электрорефлексотерапия, дельфинотерапия и иппотерапия

Эти способы терапии позволяют воздействовать на зоны головного мозга, ответственные за дикцию, память, интеллект. У магнитотерапии противопоказаний нет, а вот электрорефлексотерапию нельзя использовать для лечения детей с эпилепсией, судорожным синдромом и психическими заболеваниями.

Дельфинотерапия, иппотерапия и аналогичные альтернативные методы практикуют некоторые специалисты. Эти способы лечения подбираются индивидуально.

  • Работа с педагогом-корректологом

Никакая медикаментозная терапия, если к ней не будет прилагаться работа педагога-корректолога, психолога или дефектолога, не способна ликвидировать темповую задержку речи.

В задачу педагогов входит психическое развитие детей, их социальная адаптация, исправление прошлых ошибок воспитания, совершенствование интеллектуальных способностей, памяти и внимания.

Каждый ребёнок уникален, поэтому с каждым малышом специалисты занимаются индивидуально.

  • Ежедневная работа с родителями

Ну и, конечно, родители не должны надеяться, что всю работу выполнят врачи. От настойчивости, последовательности и терпения мам и пап во многом зависит удачный исход лечения. Очень важно, чтобы родители занимались с малышом в игровой обстановке, не вызывая у него отрицательных эмоций.

Какими методами пользуются педагоги-корректологи

Основными методами коррекции задержек речи являются:

  • Муз- и арттерапия. Музтерапия способствует улучшению памяти и внимания. Арттерапия совершенствует зрительную память.
  • Предметно-сенсорная терапия, разработка крупной и мелкой моторики рук, массаж. Например, очень полезны все пальчиковые игры — лепка из пластилина, рисование пальцами, собирание пазлов, конструкторов, пирамидок, игра в кубики, застегивание пуговиц, нанизывание бусинок на нитку. Это и понятно — в головном мозгу речевые центры расположены рядом с центрами мелкой моторики рук, поэтому развивая двигательные центры, ребенок автоматически улучшает и свою речь.
  • Подвижные игры. Педагоги могут посоветовать подвижные игры, формирующие способность ориентации в пространстве, умение ритмично двигаться или специальные игры с речевым сопровождением.

В общем, с проблемой задержки речи у ребёнка вполне можно справиться, если подойти к ней серьезно и ответственно. Просто не стоит пускать это на «самотёк» надеясь, что со временем всё пройдет само.

От того, как хорошо и правильно говорит малыш к шести годам, во многом зависит его будущее психологическое развитие, его умение общаться со сверстниками и взрослыми, его способность к обучению в школе.

Главное, не упустить момент — чем раньше вы начнете лечение задержки речи, тем больше шансов, что оно будет успешным.

Благодаря этому к нам заглядывают специалисты и дают ответы на наши вопросы!А еще, вы можете задать свой вопрос ниже. Такие как вы или специалисты дадут ответ.Спасибки ;-)Всем здоровых малышей!

Пс. Мальчиков это тоже касается! Просто девочек тут больше 😉

Gnomik.ru ©

Источник: //www.gnomik.ru/articles/art-zaderzhka-rechi-u-rebenka/

Задержка речевого развития (ЗРР) у детей 2-3 лет

Причины задержки речи у ребенка 2 лет

Диагноз задержка речевого развития ставится детям в возрасте до 4 лет. Он означает тот печальный факт, что речь ребенка формируется в более замедленном темпе по сравнению с нормами.

Малыш не говорит в 2-3 года или говорит, но его активный словарь очень скуден и отличается от бойкой речи сверстников.
Родителям всегда трудно признать, что с их ребенком что-то не так.

Тем более сложно определить задержку развития речи, ведь к 2-3 годам дети только-только начинают разговаривать и еще так недавно вполне привычным было милое лепетание и слоговое общение!

Однако задержка речевого развития — проблема, которую очень важно заметить как можно раньше.

Своевременная коррекция позволит избежать такой неприятности, как общее отставание в развитии, ведь психическое и эмоциональное формирование детей неразрывно связано с общением.

В отсутствии сформированной связной речи у ребенка нарушается развитие памяти, познавательной активности, внимания, эмоциональных переживаний. Со временем ЗРР может перейти в задержку психического развития и ОНР — общее недоразвитие речи.

Как проявляется задержка развития речи

Внимательные родители смогут понять, что формирование связной речи у их ребенка задерживается, по следующим признакам:

  • У ребенка небольшой словарный запас. В активе всего 2-3 десятка слов, многие из которых еще не являются по-настоящему словами, а представляют собой скорее устойчивые звуки или слоги («ба» — бабушка, «куп» — купаться).
  • Пассивный запас слов также невелик. Ребенок не может показать названные предметы и сам не знает названий частей своего тела и предметов домашнего обихода. Не может выполнить простые просьбы (принести, унести).
  • Речь состоит только из перечислений предметов и каких-либо действий. Слова при этом не связываются в предложения.
  • Произношение невнятно, а значимых слов так мало, что понять малыша могут только близкие или иногда только мама.

Как правило, в 3 года дети уже довольно активно строят предложения из нескольких слов, хорошо знают названия различных предметов и охотно беседуют на различные темы. С интересом играют в игры, выполняют несложные просьбы и, радостно узнавая знакомые строки стишков или сказок, договаривают их за взрослыми.

Если у ребенка имеются признаки ЗРР, необходимо обязательно показать его специалисту. Чем раньше начнется лечение, тем быстрее будут преодолены проблемы.

Не следует слушать мнения, что до 4-5 лет к логопеду обращаться еще рано. Возможно, не все специалисты берутся за лечение двухлеток, однако вы обязательно сможете найти такого.

К примеру, в нашем центре занятия проводятся с совсем маленькими детишками — от полутора лет.

Причины ЗРР

Формирование речи у детей могут тормозить причины как физиологического, так и психологического характера.

Перечислим основные из них:

  • Нарушения слуха. Слабослышащий ребенок не может воспроизводить речь.
  • Физиологические особенности строения или недоразвитость артикуляционного аппарата.
  • Особенности созревания нервной системы. Дети, рожденные после сложной беременности или тяжелых родов, перенесшие черепно-мозговые травмы (ЧМТ), часто болеющие нередко имеют неврологические проблемы, которые влияют на формирования связей между полушариями мозга и, следовательно, задерживают формирование речи.
  • Психологические причины — стресс, депривация, неблагоприятная обстановка дома или чрезмерное давление на ребенка, требования родителей говорить.
  • Социальные факторы. К ним относится отсутствие стимулирующих речь факторов дома — недостаточное общение с ребенком, а иногда даже обратная ситуация, когда малышу просто «незачем» ничего говорить, все его желания предвосхищаются излишне опекающими родителями.
  • Не последнее место занимает и наследственность. Если кто-то из родственников заговорил позже нормы, это означает, что ваш ребенок в группе риска. К сожалению, ЗРР от поколения к поколению усиливается.

Найти причину, тормозящую процессы формирования речи, очень сложно. Именно поэтому важно обратиться к специалистам, которые смогут обследовать ребенка и назначить правильные коррекционные мероприятия.

Что делать, если ребенок плохо говорит?

Во-первых, принять ситуацию как данность. Не стоит обижаться на факты. Чем быстрее будет оказана помощь, тем выше шансы у ребенка к школе догнать сверстников.
Во-вторых, пройти обследование. Ребенка должны осмотреть:

  • ЛОР;
  • логопед-дефектолог;
  • невролог;
  • психолог.

Возможно, некоторые специалисты порекомендуют пройти дополнительные обследования. Это необходимо сделать, чтобы понять, что именно мешает ребенку развиваться в соответствии с нормами, и назначить корректное лечение.

Что поможет при задержке речевого развития

Коррекционное воздействие подбирается каждому ребенку индивидуально, в зависимости от причин задержки и ее степени.

Как правило, практически всем назначаются лекарственные препараты, стимулирующие работу функций головного мозга — ноотропы. Однако от приема одних лишь лекарств речь волшебным образом не появится. Тем более хотелось бы предостеречь родителей от самостоятельного медикаментозного лечения ребенка, потому что «у соседки Вася пил когиутм и ему помогло».

Во-первых, Вася принимал лекарство, которое ему выписал врач на основе проведенных обследований. А во-вторых, наверняка Васе было назначено что-то еще — исправление ЗРР всегда проводится совместно с максимальным вовлечением в процесс коррекционных педагогов и родителей.

Исключительно медикаментозное лечение не принесет результатов. Назначения всегда идут в комплексе, включающим активную работу дефектолога и нередко нейропсихолога.

Для того чтобы «запустить» процессы формирования речи, необходимо развивать память, внимание, стимулировать мелкую моторику.

Также большое внимание уделяется дидактическим играм для улучшения концентрации внимания, расширению пассивного и активного словаря.

Только при регулярных занятиях наблюдаются улучшения. Кроме того, родители должны создавать благоприятную речевую среду, выполняя рекомендации логопеда-дефектолога по работе с ребенком дома.

Чем раньше вы примете правильные меры, тем быстрее и проще будет достигнут результат. Поэтому специалисты настойчиво рекомендуют не ждать, пока ребенок заговорит «сам» или достижения определенного возраста (4-5 лет). Ведь такое ожидание может привести к появлению сопутствующих проблем, например, с психикой.

Обратитесь к специалистам и пройдите обследование. За будущее ребенка отвечаете только вы!

Источник: //karkusha.su/zaderzhka-rechevogo-razvitiya-u-detey-2-3-let/

Источник: //zen.yandex.ru/media/id/5c530baa68480a00ae60d599/5c61390893746600ac4e7dc3

Маленький молчун: причины, симптомы и лечение задержки речевого развития у детей

Причины задержки речи у ребенка 2 лет

Каждый ребенок индивидуален в своем развитии. Но несмотря на то, что дети отличаются друг от друга, существуют возрастные нормы, которым они должны соответствовать.

Это позволяет дифференцировать здоровых малышей от тех, которые имеют определенные нарушения. Задержка речевого развития (ЗРР) является актуальной проблемой у некоторых детей.

Возникает она по разным причинам. Важно знать первые симптомы такого нарушения. Это позволит вовремя обратиться к доктору за помощью.

Под задержкой речевого развития в логопедии понимают несвоевременное овладение ребенком младше трехлетнего возраста разговорной речью. Большинство родителей начинает беспокоиться по поводу молчания ребенка в год. Если малыш не разговаривает в двухлетнем возрасте, то матери бьют тревогу.

Известный детский врач Комаровский отмечает, что речевой аппарат у детей развивается по-разному: одни пытаются произносить слова еще до года, а другие не могут этого сделать и к двухлетнему возрасту. Педиатр говорит, что речь ребенка формируется поэтапно.

Существуют среднестатистические сроки, при отставании от которых стоит заподозрить наличие отклонения.

Этапы речевого развития:

  • в трехмесячном возрасте младенцы начинают гулить;
  • в 6-8 месяцев дети способны лепетать;
  • первое слово девочки произносят в 10 месяцев, а мальчики – к году;
  • в полтора года ребенок уже может выговаривать около 10 слов;
  • к двухлетнему возрасту малыш знает местоимения. Количество слов в его лексиконе стремительно увеличивается;
  • в 3 года дети произносят около 350 слов, могут склонять их. Они начинают выражать свои эмоции при помощи речи;
  • к четырем годам словарный запас ребенка достигает 1500 слов;
  • в пять лет дети произносят более 3000 слов.

Даже если ребенок не торопится выговаривать слова, к двухлетнему возрасту у него должна быть хорошо развита пассивная речь. Это означает, что малыш понимает, что говорят ему взрослые, может выполнять два последовательных действия по просьбе родителей.

Комаровский утверждает, что если ребенок не разговаривает в двухлетнем возрасте, то паниковать рано. Серьезно нужно отнестись к молчаливости ребенка в 3 года.

Задержка речевого развития у детей 3 лет может быть вызвана разными причинами. Чаще всего малыши молчат по вине родителей: матери не уделяют должного внимания, не проводят развивающие занятия, не общаются с младенцем.

К решению проблемы нужно подходить ответственно. Задержка речевого развития у детей 4 лет лечится тяжелее, чем у малышей в три года.

По данным органов статистики, многие современные дети не умеют выражать свои мысли словами. У 10% малышей трехлетнего возраста наблюдается речевое отставание. Причем мальчики в 4 раза чаще сталкиваются с такой проблемой, чем девочки.

Причины задержки речи

Родители молчаливых малышей интересуются, почему ребенок не разговаривает в 2 года. Причин задержки развития речевого аппарата немало. Все они делятся на первичные – связанные с неправильным течением беременности или тяжелыми родами, и вторичные – обусловленные влиянием болезни, социальных факторов.

Врожденные аномалии сложно поддаются коррекции. Самые тяжелые нарушения возникают во время 3-4 месяца вынашивания плода. В этот период происходит формирование структур головного мозга малыша.

Специалисты выделяют следующие причины нарушения речевого развития у детей, связанные с течением беременности, родами:

  • ранний, поздний токсикоз;
  • перенесенная женщиной нейроинфекция во время вынашивания ребенка;
  • отравление медикаментозными средствами, алкоголем, химическими веществами;
  • родовая травма;
  • сильная недоношенность;
  • асфиксия младенца при родоразрешении;
  • несовместимость мамы и малыша по группе крови.

Определенную роль играет плохая наследственность, к прочим причинам задержки речи относятся такие:

  • неправильное воспитание;
  • ограниченность в общении;
  • ослабленный организм;
  • пережитый сильный стресс;
  • снижение интеллекта;
  • наличие патологии (проблемы со слухом, психикой).

Особенно часто задержка речевого развития наблюдается у билингвальных детей, родители которых говорят на разных языках. Чтобы выяснить, почему ребенок до сих пор не разговаривает, нужно обратиться к специалисту и пройти обследование.

Характерные симптомы и признаки ЗРР

Родителям важно наблюдать за ребенком, его состоянием физического и психического здоровья, развитием. Это поможет вовремя заметить отклонения. Признаки задержки речи проявляются на первых этапах ее становления.

Симптомы ЗРР:

  • аномальное протекание доречевого периода (беззвучность малыша, однотипные вокализации, редкие гуление и лепет);
  • ребенок в 1 год не реагирует на звуки, речь;
  • в возрасте 1,5 лет малыш не пытается повторять слова взрослых;
  • в 1,5-2 года ребенок не может выполнить пассивное действие;
  • в двухлетнем возрасте малыш не выговаривает слов;
  • в 2,5-3 года ребенок не способен составлять простые фразы;
  • в трехлетнем возрасте отсутствует собственная речь. Для коммуникации используются жесты, мимика.

Что делать?

Если родители заметили отклонения в речевом развитии ребенка, то им следует посетить специалиста. Данной проблемой занимаются логопеды, неврологи, отоларингологи, психиатры, психологи. К кому обращаться, зависит от того, что стало причиной расстройства.

В первую очередь нужно посетить педиатра. Доктор проведет осмотр, назначит ряд обследований, поставит предварительный диагноз и направит на консультацию к узкому специалисту.

Для выявления причины ЗРР используются такие виды обследования:

  • ЭхоЭГ;
  • ЭЭГ;
  • дуплексное сканирование сосудов головы;
  • денверский тест;
  • шкала психомоторного развития по Гриффитс.

На основании полученных данных доктор разрабатывает схему лечения. В терапии могут задействоваться разные методики: медикаментозные, физиотерапевтические, массажные. Также полезны развивающие занятия дома. Комбинированный подход позволяет быстрее решить проблему.

Задержку речевого развития следует отличать от аутизма, олигофрении, элективного мутизма. Поэтому проводится дифференциальная диагностика.

Медикаментозное лечение

Основной целью медикаментозной терапии является улучшение кровообращения и обменных процессов в головном мозге. Обычно доктора назначают ноотропные средства.

Помогают устранить проблему ЗРР такие группы препаратов:

  • производные пиритинола. Улучшают утилизацию глюкозы. К ним относятся Энербол, Церебол, Энцефабол;
  • поливитамины. Стимулируют работу нервной системы. В данную группу входят Мультивит, Мильгамма;
  • производные аминомасляной кислоты. Активизируют процесс кислородного обмена, торможения нервных импульсов. К таким средствам принадлежат Пантогам, Аминалон, Пикамилон;
  • психостимуляторы. Усиливают энергетический обмен, улучшают память, концентрацию внимания, устраняют застойные явления. Представителем психостимуляторов выступает Цераксон.

Коррекция дефектолога

Дефектолог – это врач, который занимается устранением проблем не только речевого, но и интеллектуального развития. Деятельность этого специалиста направлена на улучшение памяти, развитие у ребенка мыслительных способностей.

Для лечения детей с речевым отставанием, дефектологи используют такие методики:

  • Интайм. Предполагает прослушивание ритмичной музыки в наушниках, выполнение комплекса физических упражнений. Методика повышает работоспособность и улучшает концентрацию внимания;
  • Fast ForWord. Это компьютерная программа для устранения речевых дефектов, улучшения мыслительных способностей, памяти. Предполагает выполнение ряда игровых упражнений, которые базируются на звуковых сигналах в цифровой модификации речи;
  • TLP. Это программа, предназначена для стимуляции работы головного мозга. Суть заключается в прослушивании психоакустической музыки через специальные наушники.

Логопедический массаж

Помогает стимулировать развитие речи за счет улучшения поступления крови к артикуляционным зонам, укрепления мышц. Это достаточно эффективный метод лечения. Количество сеансов подбирается индивидуально.

Логопедический массаж

Чтобы достичь хорошего результата, логопедический массаж нужно выполнять ежедневно. Воздействие может быть ручным, зондовым и аппаратным. Классический вариант выполняется руками. Используются такие основные приемы: растирание, поглаживание, вибрация, разминание.

Домашние занятия

Стимулировать развитие речи можно и путем проведения домашних занятий. С малышом нужно чаще разговаривать. Хорошо помогает артикуляционная гимнастика. Вначале ее продолжительность составляет около 10 минут. Потом время занятий постепенно увеличивают.

Упражнения “Хоботок” и “Улыбка”

Рекомендованы такие упражнения:

  • широкая улыбка;
  • поочередно прятать верхнюю и нижнюю губу;
  • касание языком уголков рта;
  • движение языка вверх-вниз.

Следует включить в домашние занятия физические упражнения для совершенствования сенсорных навыков и развития памяти.

Другие методы терапии

Помимо описанных выше методов, существуют и другие способы развития речи. Например, хорошо помогает физиотерапия. Педиатры могут посоветовать электрорефлексотерапию, магнитотерапию, иппотерапию.

Эти методы стимулируют развитие речевых зон и интеллектуальных центров головного мозга.

Выбор способа лечения ЗРР нужно делать осторожно, поскольку некоторые из них могут вызывать эпилептические приступы, судороги, расстройства психики.

Полезно общение с дельфинами, катание на лошадях. Это устраняет мышечный гипертонус, стимулирует речевые центры головного мозга.

О причинах, симптомах и лечении ЗРР у детей в видеоролике:

Таким образом, задержка речевого развития – это актуальная проблема для многих современных детей. Причин такого отклонения немало. Чаще всего молчаливость малышей обусловлена неправильным воспитанием, дефицитом внимания со стороны родителей. Для лечения ЗРР применяются разные методы. Оптимальный комплекс должен подбирать доктор с учетом особенностей ребенка.

Источник: //momjournal.ru/uxod-za-rebenkom/rannee-razvitie/razvitie-rechi/zaderzhka.html

Задержка речевого развития в 2 года лечение

Причины задержки речи у ребенка 2 лет

В попытке избежать задержки речевого развития (ЗРР) мамы часто обращаются к логопедам, когда малышам нет еще и 2 лет. Чтобы избежать подобных ошибок, нужно понимать причины задержки речи и различать тревожные признаки. Если ваш кроха здоров, но отказывается говорить, нужно начать с использования всех возможных средства для активизации его способностей в домашних условиях.

В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист “Задержка речевого развития у ребенка”. Скачайте его и узнайте нормы развития речи у детей до 5 лет, признаки ЗРР и алгоритм действий при ЗРР!

Признаки ЗРР можно заметить уже в первые месяцы жизни. Тревожным сигналом для родителей должно быть отсутствие реакции на звуки голоса и другие шумы в возрасте до полугода.

Позднее детки начинают «гулить», повторяя гласные звуки. К году малыш должен знать несколько слов или слогов, которыми он обозначает конкретные предметы.

Очень тихий ребенок, который не лепечет, должен вызывать тревогу у взрослых.

К полутора годам ребенок должен узнавать свое имя, знать несколько десятков слов и понимать простые просьбы. Если же малютка не реагирует на звуки голоса, не выполняет элементарные просьбы, это может быть признаком задержки речи.

Двухлетка обычно может произносить 20-30 простых слов и учится составлять из них короткие предложения.

В пассивном словаре ребенка несколько сотен слов, благодаря чему он хорошо понимает просьбы взрослых.

Признаком ЗРР может быть нежелание повторять слова, ограниченный словарный запас, отсутствие попыток составлять предложения, незнание названий предметов обихода и частей тела.

Следует понимать, что стандартные нормы речевой активности могут варьироваться в зависимости от пола ребенка.

Для девочек отклонение от нормальных показателей в ту или иную стороны не должно превышать 2-3 месяцев. Мальчишки обычно учатся говорить медленнее, потому для них нормальным отклонением считается срок в 4-5 месяцев.

Причины задержки речевого развития у детей 2 лет

Наиболее распространенная причина ЗРР у малюток — это проблемы со слухом.

Если ребенок не различает звуки, он не сможет научиться говорить или приобретет проблемы с артикуляцией и пониманием речи. Поэтому, при любых признаках того, что ваш кроха не слышит ваш голос и другие звуки, обращайтесь к педиатру и отоларингологу. Диагностируемые нарушения слуха могут быть как врожденными, так и приобретенными в результате ушной инфекции.

Психологические причины и проблемы в семье часто приводят к задержке речи.

Задержка речи у ребенка 2 лет может развиваться, если взрослые уделяют крохе мало внимания и почти не разговаривают с ним. Аналогично нехватке внимания, пробелы в развитии может вызывать и чрезмерная опека, из-за которой малыш не чувствует себя достаточно уверенно.

Любые серьезные проблемы в семейном кругу негативно сказываются на освоении речи, будь то злоупотребление алкоголем, частые ссоры или развод родителей.

Если причина ЗРР психологическая, помочь малышу начать говорить достаточно просто, нужно лишь создать в семье здоровые отношения и уделять больше внимания развивающим играм и разговорам.

Нередко задержку речевого развития связывают с нарушениями работы головного мозга ребенка.

Причинами могут быть болезнь матери во время беременности, длительные, затяжные или проблемные роды, а также родовая травма. ЗРР иногда развивается на фоне серьезной инфекции или тяжелой травмы, перенесенной крохой в раннем возрасте. Более того, генетическая предрасположенность к задержке речи также влияет на скорость психического и интеллектуального развития малыша.

Физиологические отклонения ребенка помогут обнаружить невролог и отоларинголог. Если в ходе обследования у вашего малыша выявлены нарушения работы головного мозга или тугоухость, решить проблему задержки речи можно, только устранив ее причину. В остальных случаях родителям нужно проводить больше времени со своим чадом и использовать правильные приемы для речевого развития.

В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист “Задержка речевого развития у ребенка”. Скачайте его и узнайте нормы развития речи у детей до 5 лет, признаки ЗРР и алгоритм действий при ЗРР!

Задержка речевого развития 2 года лечение

Рассмотрим способы ускорения речевого развития малыша:

  • Для развития речи ребенку важно слышать как можно больше разговоров, потому не жалейте времени на общение с ним. Читайте ему книги и стишки, пойте песенки, озвучивайте любые действия, названия окружающих предметов, вовлекайте кроху в беседу. Внятно проговаривайте каждое слово, не торопитесь, чтобы речь не превращалась в непонятную для малютки скороговорку.
  • Общение с другими детками также способствует развитию речевых навыков. Молчуны начинают много разговаривать после первых недель в детском саду. Со сверстниками и детьми старшего возраста малышам легче найти общий язык, друг у друга они учатся быстрее, чем у взрослых.
  • Любые занятия, заставляющие малыша активно работать пальцами, улучшают его способности к выражению своих мыслей вслух. Введите в ежедневную практику лепку из пластилина и рисование, осваивайте пальчиковые игры, запаситесь конструкторами и другими игрушками, состоящими из отдельных деталей.
  • Стимулировать развитие речи в 2 года можно и при помощи массажа, уделяя особое внимание биологически активным точкам, расположенным на ладонях и ступнях. Научите малыша хорошо растирать ладошки до появления ощущения тепла, а затем аккуратно массируйте каждый пальчик и всю поверхность ладоней. Научите малыша самостоятельно массировать ножки или предложите ему походить босиком по рельефной поверхности, по коврику из гальки или массажной дорожке.
  • С двух лет допустимо активное использование логоритмики (логопедической ритмики). Это направление терапии корректирует речевые проблемы за счет сочетания ритмичных движений со словами или музыкой. Существует множество упражнений со стишками, которые дети могут повторять за взрослыми, одновременно озвучивая слова и выполняя необходимые движения. Такие занятия развивают общую и мелкую моторику, а также учат крошек слаженно использовать двигательные и речевые навыки.
  • Задержка речи у детей 2 3 лет приводит к тому, что малыши часто не могут четко выговаривать слова из-за слабо развитых мышц лица. Чтобы решить эту проблему, научите кроху дуть или свистеть. Хорошо развиваются мышцы и при питье через трубочку.
  • Для более интенсивной проработки мышц, делайте вместе с ребенком артикуляционною гимнастику. Существует множество упражнений для языка, губ, щек и даже нижней челюсти. Регулярные занятия, продолжительностью 5-10 минут, помогут ребенку лучше управлять своими артикуляционными органами и его речь станет более четкой и разборчивой.
  • Вместо скучной гимнастики можно инсценировать небольшие рассказы, например, из сборника «Сказочные истории из жизни Язычка», в ходе которых выполнять упражнения намного интереснее.

  • Поскольку ЗРР зачастую связана с низкой концентрацией внимания на звуках, играйте с малышом в звуковые игры. Например, попросите кроху с закрытыми глазами угадать бытовые приборы или животных по издаваемым звукам, узнать члена семьи по голосу. Предлагайте малышу имитировать звуки, которые его окружают. Спрашивайте, как мычит коровка, как дует ветер, как лает собака.

Чтобы помочь ребенку заговорить, развивающие игры и занятия должны стать частью вашего ежедневного расписания. Уделяйте массажу, артикуляционной гимнастике и играм для развития мелкой моторики время каждый день, только в этом случае вы быстро заметите результаты и избавите свое чадо от опасного диагноза «задержка речевого развития».

Тема нашей следующей статьи: “Гигиена новорожденных: уход за новорожденной девочкой, рубцовый фимоз у новорожденного грудничка”

Источник: //viline.tv/deti/article/zaderzka-reci-u-rebenka-2-let-priznaki-priciny-metody-razvitia

Задержка речевого развития – ВСЁ О ДЕТЯХ

Причины задержки речи у ребенка 2 лет

Задержка речевого развития(ЗРР) – характеризуется более поздними, по сравнению с нормой, темпами усвоения родного языка, детьми младше 3-х лет. Этим термином обозначают речевые нарушения у детей до трёхлетнего возраста. Интеллект и понимание речи при ЗРР сохранены.

ЗРР чаще всего встречается у мальчиков, чем у девочек, так как межполушарные отделы мозга развиваются по разному.

Нормы развития речи

Самая первая “речь” ребёнка – это плач, как только он появился на свет. Здесь участвуют самые главные органы речевого аппарата: артикуляционные, дыхательные и ые. Уже здесь опытный врач неонатолог сможет определить всё ли в норме, он обратит внимание на время первого крика, он должен быть в течении первой минуты после рождения, также громкость и звучание крика.

Дальше идёт самый важный период – подготовительный (предречевой) – это первый год жизни малыша. Здесь малыш проходит несколько этапов :

  • Гуление: в норме наступает примерно в 1,5 – 2 месяца
  • Лепет : в норме в 4-5 месяцев у малыша начинается лепет
  • Лепетные слова : с 8 месяцев
  • Первые слова : у девочек обычно в 9-10 месяцев, а у мальчиков ближе к году.

Если все эти этапы были в порядке, то в норме малыш в 1 год может говорить примерно около 10 односложных слов (мА-мА, па-па, и т.д.).

Дальше идёт период с 1- 2 лет, здесь ребёнок активно накапливает свой пассивный словарь, всё больше понимает, но сказать пока не всё получается. Поэтому так важно в этот период, как и в любой другой, очень много с ретенком разговаривать, обо всём что он видит.

В возрасте 1,6-1,8 г., у ребёнка начинают появляться двухсложные слова (пока, вода, деда и т. д.).

Поэтому этом периоде малыша может “прорвать” на слова, то что он так копил в своём пассивном словаре, начинает появляться в его активном словаре, и малыш начинает активно пользоваться этими словами.

“Прорвать” на слова может и чуть позже, примерно в 2 года ,в этом ничего страшного нет, в этом возрасте детки очень быстро догоняют своих сверстников, и даже перегоняют.

В 2 года у ребёнка начинает появляться фразовая речь. Для фразовой речи нужны обязательно глаголы, поэтому в норме, к 2 годам появляются в речи ребёнка и глаголы (мама дай, папа ди(иди), дай воды и т. д.). Активный словарь ребёнка насчитывает примерно 50 слов.

В 2,5 года ребёнок уже может составлять предложения, состоящие из 3-4 слов, использует примерно 250 слов в своём активном словаре.

С 3-х до 4-лет ребёнок говорит развёрнутыми предложениями, усваиваются грамматические формы, использует слова с изменением по числам и родам, употребляет правильно прилагательные, местоимения, наречия. Активный словарь к 4 годам состоит из 1500 тысячи слов.

Признаки ЗРР:

  1. Мало гулит и лепечет, очень тихий ребёнок, который мало издаёт звуков.
  2. Малыш в 4 месяца не реагирует на общение близкого ему человеку, не улыбается, не показывает комплекс оживления.
  3. Первое слово появилось только после года.
  4. В 1,5 года не понимает простых просьб, не отзывается на свое имя. Не пытается повторять слова за взрослым.
  5. Активный словарь формируется слишком медленно.
  6. Отсутствие фразовой речи в 2,5 года.
  7. Ребенок пользуется только жестами и мимикой, чтобы объяснить что ему необходимо.

Если вы заметили у вашего ребенка отклонения от каких то норм, или какой то из этих признаков, то лучше надо обратиться к специалисту.

Правильно оценить речь вашего ребёнку могут педиатр, невролог, логопед и детский психиатр.

Причины задержки речевого развития

Вызвать задержку в развитии речи могут биологические факторы (органические нарушения) и психологические (педагогическая запущенность).

Рассмотрим несколько основных биологических причин :

  1. Задержка речи у нормально развивающегося ребенка иногда может быть вызвана нарушениями слуха (тугоухость). Слух очень важен для правильного развития малыша, поэтому важно, если вы заметили какие то подозрения на сниженный слух у ребёнка, проверить у специалиста.
  2. ППЦНС (перенаталтное поражение центральной нервной системы). Это может быть связано с гипоксией во время беременности, родовые травмы, недоношеннсть.
  3. Инфекционные заболевания в раннем возрасте: черепно – мозговые травмы, ядерная желтуха у новорождённых, частые инфекции, которые ослабили имуннитет ребёнка.
  4. Наследственнный фактор также играет роль: если кто то из родителей начал поздно говорить, то может и ребёнок поздно заговорить.

Часто ЗРР появляется после заболеваний связанных с мозговыми оболочками. Также как прошли роды, не было ли асфикии, родовых травм.

Социальные факторы – это психологические причины задержки речевого развития:

  • Педагогическая запущенность – с ребёнком с рождения мало разговаривают, уделяют недостаточно внимания и воспитания, не занимаются ребёнком.
  • Тяжёлая психическая травма в раннем возрасте, постоянные стресссовые ситуации
  • Невостребованность речи – ребёнка слишком опекают, и угадывают все его желания наперёд, зачем ему стараться говорить, если мама и так знает что ему нужно.
  • Билингвизм – если семья двуязычная, то ребёнку трудно освоить сразу два языка, из за чего возникает задержка речи.

Также отмечаются сочетание, сразу нескольких факторов различного происхождения в задержки развития речи у детей.

Диагностика ЗРР

Если вы или ваш врач подозреваете, что у вашего ребенка есть проблемы, раннее обследование у логопеда и детского невролога имеет решающее значение. Конечно, если в конце концов окажется, что никаких проблем нет, оценка может облегчить ваши переживания.

При проведении оценки логопед будет рассматривать речевые и языковые навыки ребенка в контексте общего развития. Помимо наблюдения за вашим ребенком, логопед будет проводить стандартизированные тесты и шкалы, а также искать вехи в развитии речи и языка.

Логопед также оценит:

  • то, что понимает ваш ребенок (называется рецептивным языком)
  • то, что ваш ребенок может сказать (называется экспрессивным языком)
  • если ваш ребенок пытается общаться другими способами, например, указывая, качая головой, жестикулируя и т. д.
  • развитие звука и ясность речи.
  • орально-моторный статус вашего ребенка (как у ребенка рот, язык, небо и т. д., работать вместе для речи, а также есть и глотать)

Если логопед обнаружит, что ваш ребенок нуждается в логопедической терапии, ваше участие будет очень важным. Вы можете наблюдать за сеансами терапии и научиться участвовать в этом процессе. Логопед также будет давать домашние задания, которые необходимо будет выполнять дома с ребёнком. Только при совместной работе логопеда и родителей можно добиться хорошего результата.

Оценка, проведенная логопедом, может обнаружить, что ваши ожидания просто слишком высоки. Учебные материалы, описывающие этапы и этапы развития, могут помочь вам взглянуть на своего ребенка более реалистично.

Что могут сделать родители

Как и многое другое, развитие речи-это смесь природы и воспитания. Генетическая структура будет, в частности, определять интеллект и развитие речи и языка. Однако многое зависит от окружающей среды. Адекватно ли стимулируется ребенок дома или в детском саду? Существуют ли возможности для обмена информацией и участия? Какую обратную связь получает ребенок?

Когда речь, язык, слух или проблемы развития действительно существуют, раннее вмешательство может обеспечить помощь, в которой нуждается ребенок. А когда вы лучше поймете, почему ваш ребенок не разговаривает, вы сможете научиться стимулировать развитие речи.

Вот несколько общих советов, которые можно использовать в домашних условиях:

  • Проводите много времени в общении с ребенком, даже в младенчестве-разговаривайте, пойте, поощряйте подражание звукам и жестам.
  • Читайте ребенку, начиная с 6 месяцев. Вам не нужно заканчивать целую книгу, но ищите подходящие по возрасту мягкие или настольные книги или книги с картинками, которые поощряют детей смотреть, пока вы называете картинки. Попробуйте начать с классической книги. Позже пусть ваш ребенок укажет на узнаваемые картинки и попробует назвать их. Затем переходите к детским стишкам, которые имеют ритмическую привлекательность. Переходите к предсказуемым книгам (таким как “Косолапый мишка”), которые позволяют детям предвидеть, что произойдет. Ваш малыш может даже начать запоминать любимые истории.
  • Используйте повседневные ситуации, чтобы укрепить речь и язык вашего ребенка. Другими словами, говорите о своем пути в течение дня. Например, назовите продукты в продуктовом магазине, объясните, что вы делаете, когда готовите еду или убираете комнату, укажите на предметы вокруг дома, а когда вы едете, укажите на звуки, которые вы слышите.
  • Задавайте вопросы и признавайте ответы вашего ребенка (даже если они трудны для понимания).
  • Говорите просто, но никогда не используйте «детский лепет».

Независимо от возраста вашего ребенка, распознавание и лечение проблем на ранней стадии является лучшим подходом, чтобы помочь с речевыми и языковыми задержками. При правильной терапии и времени ваш ребенок, вероятно, будет лучше общаться с вами и остальным миром.

Источник: //kulin22.ru/zaderzhka-rechevogo-razvitiya/

ПроНедуг
Добавить комментарий