Психотерапия: виды и методы (когнитивно-поведенческая, групповая, семейная)

Поведенческая психотерапия

Психотерапия: виды и методы (когнитивно-поведенческая, групповая, семейная)

Поведенческая психотерапия – это, пожалуй, один из самых юных методов психотерапии, но наряду с этим она являет собой одну из преобладающих сегодня методик в современной психотерапевтической практике.

Поведенческое направление в психотерапии выделилось в отдельный метод в середине 20 столетия. Данный подход в психотерапии опирается на различные поведенческие теории, концепции классического и оперантного обуславливания и принципы научения.

Ключевая задача поведенческой психотерапии состоит в ликвидации нежелательных видов поведения и формировании полезных для индивида навыков поведения. Наиболее эффективно использование поведенческих техник при лечении различных фобий, поведенческих нарушений и зависимостей.

Другими словами, таких состояний, в которых можно обнаружить какое-то отдельное проявление в качестве так называемой «мишени» для дальнейшего терапевтического воздействия.

Когнитивно-поведенческая психотерапия

Сегодня когнитивно-поведенческое направление в психотерапии известно как одно из наиболее действенных методов оказания помощи при депрессивных состояниях и предупреждении суицидальных попыток субъектов.

Когнитивно-поведенческая психотерапия и ее техники представляют собой актуальную в наше время методику, которая основывается на существенной роли в происхождении комплексов и разнообразных психологических проблем познавательных процессов. Мышление индивида выполняет основную функцию познания. Американский психиатр А. Т.

Бек считается создателем когнитивно-поведенческого метода психотерапии. Именно А. Бек ввел такие фундаментально-концептуальные понятия и модели когнитивной психотерапии, как описание тревоги и депрессии, шкала безнадежности и шкала, служащая для измерения суицидальных идей.

Данный подход базируется на принципе трансформации поведения индивида для раскрытия существующих мыслей и выявления таких мыслей, которые представляют собой источник проблем.

Когнитивно-поведенческая психотерапия и ее техники используются для ликвидации негативно окрашенных мыслей, сотворения новых шаблонов мышления и методов анализа проблем, подкрепления новых утверждений. Такие техники содержат в себе:

– обнаружение желательных и ненужных мыслей с дальнейшим определением факторов их возникновения;

– проектирование новых шаблонов;

– использование воображения с целью визуализации согласования новых шаблонов с желательными поведенческими реакциями и эмоциональным благополучием;

– применение новых убеждений в реальной жизни и ситуациях, где главной целью будет принятие их в качестве привычного образа мышления.

Поэтому сегодня приоритетным направлением современной психотерапевтической практики считается когнитивно-поведенческая психотерапия. Обучение пациента навыкам контроля над собственным мышлением, поведением и эмоциями – является ее важнейшей задачей.

Основной акцент данного подхода психотерапии делается на том, что абсолютно все психологические проблемы личности происходят от направленности ее мышления.

Отсюда следует, что совершенно не обстоятельства являются главным барьером на пути индивида к счастливой и гармоничной жизни, а личность сама собственным разумом вырабатывает отношение к происходящему, образуя в себе далеко не самые хорошие качества, например, страх, злость, панику.

Субъект, который не способен адекватно оценить окружающих людей, значение событий и явлений, наделяя их качествами не свойственными им, всегда будет одолеваем различными психологическими проблемами, а его поведение будет обуславливаться сформированным отношением к людям, вещам, обстоятельствам и др.

Например, в профессиональной сфере, если начальник у подчиненного пользуется непоколебимым авторитетом, то любая его точка зрения тут же будет принята подчиненным как единственно правильная, даже при условии того, что разум будет понимать парадоксальность такого воззрения.

В семейных отношениях влияние мыслей на индивида имеет более выраженные черты, чем в профессиональной сфере. Довольно часто большинство субъектов оказываются в ситуациях, при которых они опасаются какого-то немаловажного события, а затем после его наступления начинают понимать всю абсурдность собственных опасений. Такое случается вследствие надуманности проблемы.

При столкновении с любой ситуацией впервые индивид производит ее оценивание, которое в дальнейшем в качестве шаблона отпечатывается в памяти и в дальнейшем, при воспроизведении аналогичной ситуации поведенческие реакции личности будут обусловлены существующим шаблоном. Именно поэтому индивиды, например, пережившие пожар, отдаляются на несколько метров от источника огня.

Когнитивно-поведенческая психотерапия и ее техники базируются на обнаружении и последующих трансформациях внутренних «глубинных» конфликтов личности, которые оказываются доступными для ее осознания.

Когнитивно-поведенческая психотерапия сегодня считается практически единственным направлением психотерапии, которое подтвердило свою высокую результативность в клинических экспериментах и имеет фундаментальную научную базу. Сейчас даже создана ассоциация когнитивно-поведенческой психотерапии,  целью которой является выработка системы профилактики (первичной и вторичной) психоэмоциональных и психических нарушений.

Методы поведенческой психотерапии

Поведенческое направление в психотерапии концентрируется на трансформации поведения.

Ключевое отличие данного метода психотерапии от других представляет собой, в первую очередь то, что терапией является любая форма научения новым шаблонам поведения, отсутствие которого несет ответственность за возникновение проблем психологического характера. Довольно часто обучение предполагает ликвидацию ошибочных способов поведения или их модификацию.

Одним из методов данного психотерапевтического подхода является аверсивная терапия, которая содержит в себе применение неприятных для индивида стимулов с целью снижения вероятности возникновения болезненного или даже опасного поведения.

Чаще аверсивную психотерапию применяют в случаях, кода другие методы не показали результата и при тяжелой симптоматике, например, при опасных зависимостях, таких как алкоголизм и наркомания, неконтролируемых вспышках агрессии, аутодеструктивном поведении и др.

Сегодня аверсивная терапия рассматривается в качестве крайних нежелательных мер, прибегать к которым следует с осторожностью при этом, не забывая учитывать многочисленные противопоказания.

Данный вид терапии не применяется в качестве отдельного метода. Он используется только совместно с другими техниками, направленными на выработку замещающего поведения.

Ликвидация нежелательного поведения сопровождается образованием желательного.

Также аверсивную терапию не рекомендуется применять к индивидам, страдающим сильными страхами и к пациентам, которые в очевидной форме склонны к бегству от проблем или неприятных ситуаций.

Аверсивные стимулы следует применять только с согласия пациента, которому донесена суть предлагаемой терапии. Клиент должен иметь полный контроль над длительностью и интенсивностью раздражителя.

Еще одним методом поведенческой терапии является жетонная система. Смысл ее заключается в получении клиентом символических вещей, например, жетонов за любое полезное действие. Полученные жетоны индивид впоследствии может обменять на приятные и важные для него предметы или вещи. Такой метод довольно популярен в тюрьмах.

В поведенческой терапии также следует выделить такой метод, как мысленный “стоп”, т.е. старания перестать думать о том, что может вызвать негативные эмоции, дискомфорт. Данный метод получил широкое распространение в современной терапии.

Он заключается в произнесение пациентом про себя слова «стоп» в момент возникновения неприятных мыслей или болезненных воспоминаний.

Этот метод применяется для ликвидации любых болезненных мыслей и тормозящих деятельность чувств, негативных ожиданий при различных страхах и депрессивных состояниях или позитивных при разнообразных зависимостях.

Также данный прием может применяться и при потере родственников или других близких, провале карьеры и др. Он легко сочетается с другими техниками, не требует использования сложной аппаратуры и довольно не затратный по времени.

Кроме перечисленных методов также применяются и другие, например, обучение на моделях, поэтапное подкрепление и самоподкрепление, обучение приемам подкрепления, самоконтроль и самоинструкция, систематическая десенсибилизация, скрытое и целенаправленное подкрепление, тренинг самоутверждения, система штрафов, условно-рефлекторная терапия.

Когнитивно-поведенческая психотерапия обучение основным механизмам, принципам, приемам и техникам сегодня считается одним из приоритетных направлений современной психотерапии, так как она с одинаковой успешностью применяется во всевозможных областях человеческой деятельности, например, на предприятиях при работе с персоналом, в психологическом консультировании и клинической практике, в педагогике и других сферах.

Техники поведенческой психотерапии

Одной из довольно известных методик в поведенческой терапии считается техника наводнения. Ее суть лежит в том, что продолжительная экспозиция психотравмирующей ситуации ведет к интенсивному торможению, сопровождающемуся утерей психологической восприимчивости к влиянию ситуации.

Клиент совместно с психотерапевтом оказывается в травмирующей ситуации, вызывающей страх. Индивид пребывает в условиях «наводнения» страхом до того периода, пока сам страх не начнет убавляться, что занимает, как правило, от одного часа и до полутора.

В процессе «наводнения» индивид не должен засыпать или думать о постороннем. Ему следует полностью окунуться в страх. Сеансы «наводнения» можно проводить от трех и до 10 раз. Иногда данную технику можно использовать и при групповой психотерапевтической практике.

Таким образом, техника «наводнения» представляет собой неоднократное воспроизведение тревожащих сценариев с целью уменьшения их «вероятной тревожности».

Техника «наводнения» имеет свои вариации. Так, например, она может проводиться в форме рассказа. В этом случае терапевт компонует рассказ, отражающий доминирующие страхи пациента.

Однако данную технику следует проводить с особой осторожностью, так как в случае, когда травма, описанная в рассказе, превосходит возможности клиента совладать с ней, у него могут выработаться довольно глубокие нарушения психики, требующие незамедлительных лечебных мероприятий.

Поэтому техники имплозии и наводнения используются крайне редко в отечественной психотерапии.

Также в поведенческой терапии можно выделить и несколько других популярных техник.

Среди них широко применяется систематическая десенсибилизация, заключающаяся в обучении глубокому расслаблению мышц в состоянии стресса, жетонная система, представляющая собой использование стимулов в качестве вознаграждения за «правильные» действия, «экспозиция», при которой терапевт стимулирует пациента войти в ситуацию, порождающую у него страх.

Исходя из вышесказанного, следует сделать вывод, что основная задача психотерапевта в поведенческом подходе к психотерапевтической практике, заключается в воздействии на установки клиента, ход его мыслей и регулирование поведения для улучшения его самочувствия.

Сегодня в современной психотерапии довольно важным считается дальнейшее развитие и модифицирование когнитивно-поведенческих техник, их обогащение приемами других направлений.

С этой целью была создана ассоциация когнитивно-поведенческой психотерапии, основными задачами которой является развитие данного метода, объединение специалистов, оказание психологической помощи, создание различных обучающих курсов и психокоррекционных программ.

Психоневролог Гартман Н.Н.

Врач Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Источник: //psihomed.com/povedencheskaya-psihoterapiya/

Групповая когнитивно-поведенческая терапия

Психотерапия: виды и методы (когнитивно-поведенческая, групповая, семейная)

Групповая терапия –  это такая форма терапии, где работа  проводится одновременно более чем с двумя  пациентами.

Она существует давно и взята на вооружение основными направлениями психотерапии за  несомненные преимущества перед индивидуальной в решении отдельных проблем клиента.

Эти преимущества обусловлены не эффективностью  конкретного метода, а универсальными факторами или «основными факторами», как их определяет известный экзистенциальный терапевт И.

Ялом в  фундаментальной работе «Групповая психотерапия, теория и практика».

Важнейшие из них:

  1. Универсальность переживаний.

Многие пациенты, страдая от  симптомов,  считают, что  они «одни такие», или «такие и есть». Например – мать, у которой возникают навязчивые мысли о нанесении вреда ребенку, думает:  «Наверное, я – ненормальная». Эти переживания сильно угнетают, снижают настроение, порождают мысли о социальном отчуждении.

Что будет, если, участвуя в группе, она обнаружит у других участников  такой же опыт? Как показывают многочисленные наблюдения, человек  испытывает сильное душевное облегчение, приходит понимание, что «мое состояние не уникально».

Из чего следует  —  чем более однородная по составу группа например только пациенты с ОКР, паническим расстройством, депрессией, социальной фобией, тем сильнее действует данный фактор, поэтому мы работаем только с однородными группами.

Очень важна, так же  поддержка и позитивное отношение группы при проведении поведенческих экспериментов.

 У пациентов с социальной фобией,  паническими приступами и другими тревожными расстройствами обязателен старт поведенческих экспериментов по преодолению страха в самой группе.

Например  — испытывая страх публичных выступлений, участник группы начинает его преодолевать, отказываясь от избегающего поведения  и прокручивания в голове  «страшных сценариев»,  среди доброжелательно настроенных участников со схожей проблемой.

  1. Снабжение информацией, (психоэдукация).

Если рассмотреть в качестве примера пациентов с тревожными расстройствами, то это можно назвать «школа для пациентов с ОКР, ПР и пр».

Иными словами для успешного лечения пациент должен обладать необходимой полнотой информации о своем расстройстве, какие факторы склонности,  уязвимости он имеет, откуда они появились, что спровоцировало активацию этих факторов, и почему их активация вылилась в расстройство.

 Что провоцирует симптомы сейчас, а главное –  почему расстройство не проходит само? В КПТ такое информирование – стандартная часть протокола терапии  любого расстройства.  Здесь же предоставляется информация: «как это лечиться», и с какой эффективностью.

 Особенности групповой КПТ

Это значит, что на каждой сессии участниками совместно с ведущими будет вырабатываться повестка дня.

 Это обеспечивает максимальную фокусировку на  цели терапии, помогает привлечь всех участников группы к работе, а главное помогает « не распыляться», ведь курс групповой КПТ  12 сессий.

То есть, заявленного нужно достичь за ограниченное количество времени, желательно с наилучшим результатом. «Результат неизвестно когда» —  это не про групповую КПТ тревожных расстройств.

Помогают ускорить достижения терапевтических целей, что имеет четкие научные доказательства. Группа длится 2 часа, но терапия может длиться всю неделю, если  ежедневно выполнять домашние задания. Кроме того, домашнее задание дают возможность получить  уникальный опыт самостоятельного преодоления  симптомов, без которого достижение результата, фактически, невозможно.

Для того чтобы пациент отслеживал динамику изменений, используются такие инструменты  как шкалы, опросники, импровизированные методы оценки. В результате чего составляется «график прогресса». Пациент в буквальном смысле должен «видеть» собственный прогресс.

  1. Терапия в группе развивает у участников умение замечать в других, то, что не видели в себе. Наблюдая за другими членами группы, у человека развивается способность замечать и распознавать связь между своими мыслями, поведением и чувствами, используя аналогию.
  2. Обязательная постановка индивидуальной, проверяемой в сенсорном опыте, реалистичной цели терапии. Работа происходит по принципу «завершение терапии по достижению цели». Пациент всегда должен четко понимать, что конкретно он хочет от терапии и насколько это достижимо.

И, наконец, высшая цель терапии помимо редукции симптомов заключается в том, чтобы пациент стал «терапевтом для самого себя» и мог, например, в случае рецидива обходится, без помощи специалиста, используя полученные на группе знания и навыки, и свой уникальный опыт самостоятельного преодоления проблем.

Источник: //uccbt.com.ua/kak-mu-lechim/psixologicheskaya-pomoshh/gruppovaya-kognitivno-povedencheskaya-terapiya/

Методы когнитивно-поведенческой (бихевиоральной) терапии: что это такое, техники

Психотерапия: виды и методы (когнитивно-поведенческая, групповая, семейная)

Когнитивно-поведенческая терапия на сегодняшний день является самой распространенной формой психологической помощи, эффективность которой научно доказана. Обширный набор высоко результативных техник делает ее по истине «золотым стандартом» в мировой психотерапии.

Когнитивно-поведенческая терапия – работа с мыслями и убеждениями

Что такое когнитивно-поведенческая терапия

Когнитивно-бихевиоральная психотерапия (КБТ), она же когнитивно-поведенческая терапия (КПТ), представляет собой широко распространенный метод воздействия на психику человека, который сочетает в себе поведенческую и когнитивную психотерапию.

Дополнительная информация. Возникло направление в XX веке, благодаря выдающемуся психотерапевту Аарону Беку и психологу Альберту Эллису.

Аарон Бек и Альберт Эллис

Согласно когнитивного подхода, все нервно-психические расстройства и психологические проблемы человека возникают на фоне стереотипного мышления, а также нецелесообразных и нелогичных убеждений. Если изменить убеждения индивида, то получится решить большую часть возникших трудностей.

По предположениям поведенческого подхода, который основан на бихевиористской концепции, побороть психологические установки можно посредством поощрения положительных форм поведения и отсутствием похвалы за их негативные проявления. Дуэт когнитивной и поведенческой психотерапии в этом случае будет выступать в качестве поддерживающего «помощника», который помогает навести порядок в голове.

Заболевания, при которых применяется

Арт-терапия — что это такое, определение

В академических сообществах когнитивно-поведенческую психотерапию признали наиболее эффективной методикой лечения различных расстройств психического и невротического характера.

Расстройство личности

Важно! Главенствующими принципами подхода являются безусловное принятие индивидуальных черт личности, хорошее отношение к каждому индивиду с сохранением здоровой критики к его негативным поступкам.

Использование когнитивно-бихевиоральной терапии проводится при лечении следующих заболеваний:

  • депрессий и тревожных расстройств;
  • шизофрении и психозов;
  • расстройств, которые связаны с употреблением психотропных и наркотических веществ;
  • психологических зависимостей (например, игромании);
  • суицидальных мыслей у подростков;
  • дисморфофобии;
  • расстройств пищевого поведения (булимии, анорексии, ожирении).

КБТ используется при психотерапии детей и взрослых. Применение методики обязательно должно быть скорректировано под возраст клиента.

Когда нельзя использовать КПТ

Гештальт терапия — что это такое простым языком

Если у человека наблюдаются тяжелые психические расстройства, для лечения которых требуются лекарственные препараты, применения когнитивной терапии в этом случае будет недостаточно.

КПТ малоэффективна, если требуется медикаментозное лечение

Дополнительная информация. То же самое касается ситуаций, в которых заболевание пациента угрожает не только его здоровью, но и окружающим людям. С такими проблемами должен работать сертифицированный врач, строго в стационарных условиях.

Преимущества когнитивно-бихевиоральной психотерапии

КПТ помогает тысячам людей на психотерапии избавиться от различных страхов, фобий, комплексов, бессонницы и депрессивных состояний.

Арт-терапия для детей дошкольного возраста — что это такое

Работа метода направлена на реализацию следующих целей:

  • купировать приступ нервно-психического расстройства, затем навсегда избавиться от его симптоматики;
  • максимально снизить вероятность повторного появления заболевания;
  • устранить ошибочные и негативные стереотипы и установки, которые мешают человеку жить;
  • улучшить действие лекарственных препаратов;
  • побороть зависимые пристрастия к играм, наркотикам, алкоголю;
  • устранить причины и последствия межличностных конфликтов.

Когнитивная психотерапия в совокупности с поведенческим подходом прочно укрепилась в психологии в качестве «метода № 1» в мире.

Дополнительная информация. 9 из 10 экспертов для решения внутриличностных конфликтов порекомендуют обратиться к когнитивно-бихевиоральному терапевту.

КПТ № 1 в мире

Популярность методики можно объяснить большим списком очевидных достоинств:

  1. Высоких результатов и полного решения существующих проблем добились многие клиенты, выбравшие КБТ в качестве психологического «помощника».
  2. Использование КПТ обеспечивает стойкий, часто пожизненный эффект.
  3. Курс терапии не занимает много времени. К психотерапевту не потребуется ходить годами.
  4. Чтобы выполнять упражнения в КБТ, не обязательно знать психологию. Все техники понятны для рядового гражданина.
  5. Выполнять упражнения можно в домашних условиях.
  6. Не стоит бояться побочных эффектов – они полностью отсутствуют.
  7. Для решения проблем терапия учит использовать скрытые ресурсы организма.

Чтобы добиться положительных результатов, от пациента требуются полное доверие к специалисту, тяга к обучению, а также желание изменить свою жизнь к лучшему.

Виды когнитивно-поведенческой психотерапии

КПТ в психологии подразделяется на большое количество видов, каждый из которых направлен на решение той или иной проблемы. Среди основных типов когнитивно-поведенческой терапии можно выделить:

  1. Краткую КПТ. Разработка этого вида терапии была произведена для ситуаций, в которых присутствует временное ограничение сеансов. Краткая КБТ может длиться до 12 часов, но количество сессий ограничивается 2-3 днями. Впервые использовался этот вид терапии за рубежом для предотвращения суицидов среди солдат, находящихся на военной службе.
  2. Терапию моральной установки. Этот тип КПТ используется в работе с заключенными. Методика позволяет людям избавиться от антисоциального расстройства личности, оказывая положительное влияние на снижение рисков дальнейших противозаконных действий.
  3. «Стрессовую прививку». Этот тип когнитивно-поведенческой психотерапии помогает людям лучше справляться с тревогами и фобиями после перенесенных негативных событий.
  4. Познавательную эмоциональную поведенческую терапию (ПЭПТ). Изначально этот вид КПТ был разработан для борьбы с расстройствами пищевого поведения. На сегодняшний день методика используется для лечения обсессивно-компульсивных расстройств, проблем с удержанием гнева, посттравматических стрессовых расстройств. ПЭПТ включает в себя часть деалектической поведенческой терапии, чтобы улучшать переносимость и понимание эмоций у клиентов.

Психотерапия: виды и методы

Психотерапия: виды и методы (когнитивно-поведенческая, групповая, семейная)

Иногда помощь нужна не только телу, но и душе человека. Депрессия, неврозы, фобии и тревожные расстройства — это далеко не полный список проблем, с которыми может работать психотерапевт. О том, что такое психотерапия и какими методами пользуется врач, чтобы помочь пациенту, вы узнаете в этой статье.

Что это такое?

В XIX веке расстройства психики лечили методами, которые сейчас кажутся варварскими. Несчастных пациентов психиатрических больниц буквально подвергали пыткам: их на несколько недель привязывали к кроватям, обливали ледяной водой, били электрическим током… Конечно, такие методы трудно назвать эффективными. Больные не излечивались, а заканчивали свою жизнь в приютах и богадельнях.

Несмотря на то, что в настоящее время психоанализ подвергается критике, отрицать, что именно с него лечение психических заболеваний стало научным направлением, невозможно.

Все современные методы психотерапии «выросли» из психоанализа, подобно ветвям, растущим от общего ствола.

В настоящее время существуют десятки методов психотерапии, каждый из которых эффективен для лечения определенной группы заболеваний.

:

Виды и методы психотерапии

Все методы терапии делятся на групповые и индивидуальные.

Как ясно из названия, групповая терапия — это работа в группе, при индивидуальной же психотерапевт взаимодействует с пациентом тет-а-тет.

Индивидуальная терапия помогает при работе над глубинными проблемами, которыми человек не готов делиться с окружающими. Психотерапевту пациент может поведать о своих трудностях и проблемах, получить от него обратную связь и поддержку.

Многие полагают, что врач дает готовые решения, изучив проблему клиента. Однако это не так. Задача специалиста — помочь найти свои цели и ресурсы для их достижения, а не предложить «рецепт счастья». Работа с психотерапевтом — это непростой процесс, в котором человек принимает активнейшее участие.

Системная семейная психотерапия

В психологии принято считать, что семья — это не группа разрозненных индивидов, а целостная система. И проблема одного из членов семьи меняет всю систему в целом. Существует и обратная связь: системные изменения приводят к тому, что меняется внутренний мир каждого члена семьи.

  • Семейная терапия используется не только для того, чтобы решить проблемы в отношениях семейной пары. Часто она рекомендуется при наличии каких-либо проблем у ребенка, который может даже не принимать участия в работе с терапевтом.
  • Очень эффективна семейная терапия в том случае, если один из членов семьи страдает от каких-либо зависимостей (от алкоголизма, наркоманиии, лудомании и т. д.). В современных наркологических центрах часто предлагают услуги семейных терапевтов: доказано, что системное лечение помогает избежать возвращения зависимости и облегчает реабилитацию пациента после окончания курса лечения.

Главные направления современной психотерапии

Обычно психотерапевт специализируется на одном из направлений. Вот основные из них:

  • телесно-ориентированная. Этот метод можно назвать парадоксальным, ведь основная работа ведется с телом пациента, а изменения в результате терапии происходят во внутреннем мире. Во время лечения можно избавиться от мышечных зажимов, которые, как считают телесно-ориентированные терапевты, являются отражением внутренних проблем на телесном уровне. Часто таким образом осуществляется психотерапия лишнего веса: терапевт помогает клиентам научиться лучше чувствовать свое тело, любить и принимать его. Телесная терапия помогает стать более свободным и раскрепощенным, благодаря чему она рекомендована людям, которые имеют проблемы в сексуальной сфере;
  • когнитивно-поведенческая. Когнитивная терапия основана на том, что многие проблемы у человека возникают из-за ошибок в его мышлении. После коррекции этих ошибок происходят позитивные поведенческие изменения. Когнитивная терапия эффективна при неврозах, особенно при фобиях: сильная эмоциональная реакция на раздражитель может исчезнуть после того, как пациент осознает, что объект его страха не несет никакой угрозы. Близка к когнитивному направлению рациональная терапия, которая также базируется на объяснении пациенту ошибочности его суждения и изменении отношения к проблемам;
  • суггестивная терапия. Данный метод основан на гипнозе и техниках внушения. Терапевт погружает пациента в транс и внушает ему необходимые установки. Суггестивная терапия применяется при лечении зависимостей, при этом лучше всего она работает в сочетании с другими методами терапии, например, с когнитивно-поведенческой;
  • трансперсональная терапия позволяет исследовать так называемый трансперсональный опыт. Пациенты переживают измененные состояния сознания, осмысливают религиозный опыт. Трансперсональная терапия имеет много общего с духовными практиками и пользуется популярностью у людей, увлеченных личностным ростом и развитием;
  • экзистенциальная терапия ставит своей целью работу со смыслом жизни. В основе метода лежат работы философов-экзистенциалистов (Сартра, Камю, Кьеркегора). Экзистенциальный метод может быть эффективным при депрессии, ощущении утраты смысла жизни и при переживании пациентом потери;
  • позитивная психотерапия. Этот метод фокусируется не на проблемах пациента, а на том, что он умеет, то есть на его ресурсах. В позитивной терапии считается, что здоровым может считаться человек, которые имеет возможность осмыслить и преодолеть проблемную ситуацию.

В мире на данный момент существует множество видов терапии душевных расстройств. И найти хорошего терапевта непросто. Важно, чтобы он имел хорошее образование, закончил профильное учреждение, например, институт психотерапии и клинической психологии.

Не менее важно, чтобы пациенту было комфортно работать с терапевтом, чтобы он испытывал к нему уважение и доверие. Только в этом случае возможны позитивные изменения, которые, в конечном итоге, и являются главной целью психотерапевтической работы.

Источник: //psihbolezni.ru/lechenie/psihoterapiya-vidy-i-metody/

Когнитивно-поведенческая семейная терапия

Психотерапия: виды и методы (когнитивно-поведенческая, групповая, семейная)

Первоначально эта школа помощи была исключительно поведенческой, свое название когнитивно-поведенческой она получила позже, к середине 1980-х гг. в связи с объединением двух, первоначально независимых школ: когнитивной и поведенческой психологии и психотерапии.

Поведенческая семейная терапия возникла как область помощи семье в 1970-е гг., много позже, чем возникла ее теоретическая база, уходящая корнями в русскую физиологическую школу И. П. Павлова, бихевиоризм Дж.

Уотсона и теорию экспериментального анализа поведения Б. Скиннера. Кроме трех основных имен важнейший вклад в практическую эффективность направления внес южноафриканский врач, а позднее психотерапевт Джозеф Вольпе, который в 1948 г.

изучал механизм формирования тревоги и стрессовых состояний.

Главной отличительной чертой этого направления от всех других школ в терапии и академической психологии является постулат, согласно которому психология имеет в своем распоряжении единственное явление, которое она может изучать — это поведение человека.

Первоначально тера- певты-бихевиористы работали с психосоматическими симптомами (энурезом) тревогой и страхами.

Позднее их внимание привлекли явления девиантного поведения и, в конце концов, они стали работать с проблемами трудного поведения ребенка и с супружескими конфликтами.

Среди значительных фигур второго круга Николс и Шварц называют психолога Джеральда Паттерсона (разработка программ тренинга для родителей), психиатра Роберта Либермана (обучение новому поведению через создание новых подкрепителей с клиническими пациентами) и специалиста из области социальной работы Ричарда Стьюарда (работа с семьями, где члены одной семьи обучались взаимовыгодному подкреплению желаемого поведения).

По мере того, как эта область терапии развивалась, работающим специалистам становилось видно, что внутриисихические явления невозможно исключить из анализа работающего с человеком специалиста, так в понятийный словарь исключительно поведенческих терминов были включены понятия «убеждение», «оценки», «представление о причинности», и чистый бихевиористский подход обогатился когнитивными теориям: рационально-эмотивной теорией Альберта Эллиса и когнитивной терапией Аарона Бека. Обе они исходят из убеждения, что как внутриличностные, так и межличностные проблемы человека возникают на основе неадекватных убеждений (Эллис) или ошибок в обработке информации: неадекватного обобщения, интерпретации в аспекте личных значений, предсказании на основе негативного прошлого (Бек).

Основная терапевтическая аксиома состоит в убеждении, что, если изменить поведение человека, автоматически изменятся его мысли и чувства (рис. 7.3).

Рис. 73.Схема, отражающая базовую аксиому: терапевтическую если изменить поведение, изменятся две другие составляющие психики: мысли

(убеждения) и чувства

Теоретической основой работы терапевтов бихевиористов становится понятие оперантного поведения — термин Скиннера, суть которого заключается в том, что поведение формируется под влиянием последствий, к которым оно приводит. Именно последствия формируют поведение и повышают, понижают или сводят к нулю вероятность его повторения.

Основным методом, на базе которого строится терапия семейного поведения — оперантное обусловливание, по сути, конструирование нового поведения или угашение старого на основе грамотно подобранных подкреплений. Общая схема работы выглядит следующим образом (рис. 7.4).

Терапия приспосабливается к целям и условиям конкретной семьи, при этом считается, что терапия в кабинете или игровой комнате малоэффективна, так как в этих пространствах не воспроизводятся типичные виды поведения. Соответственно терапевт приходит в дом и школьный класс – естественную среду обитания своих клиентов, особенно, если речь идет о терапии детского поведения.

Рис. 7.4.Схема анализа поведения и терапевтических приемов устранения прежнего и формирования нового поведения

Началом работы является период исследования и тщательной оценки частоты и длительности проявления проблемного поведения, анализируются стимулы, предшествовавшие этому поведению (пусковые раздражители) и события, последовавшие за ним (подкрепители).

Подкрепителями считаются многие виды человеческого поведения, действующие сразу же после поведения, и отсроченные многообразные формы невербального поведения и языка тела, в том числе «молчаливое одобрение», которые не являются очевидными. Затем разрабатывается программа угашения старого поведения и создания нового.

В определенном смысле речь идет об использовании метода эксперимента, в котором к каждому случаю подбираются индивидуальные подкрепители. Изначально терапевт сам демонстрирует виды адекватного подкрепления, а затем обучает этим навыкам значимых членов семьи.

Современные терапевты-бихевиористы пересмотрели некоторые постулаты Скиннера, например, его представление о том, что наказание не является эффективным модулятором поведения, напротив применение наказания приводит к долговременной отмене антисоциального поведения1.

Если ранние бихевиористы, работавшие с семьей, не обращали внимания на такие аспекты терапии как терапевтическое отношение, то в 1990-е гг. этим фактором заинтересовались.

Стали обсуждаться проблемы уважения, терапевтического контракта и утвердилось понимание того, что семья делает все возможное для изменения своего функционирования в сторону лучшей адаптации.

Возникло осознание, что роль терапевта состоит не в борьбе с некомпетентностью семьи, а в помощи ей. Таким образом,

само терапевтическое взаимоотношение стало не полем «конфронтации, принуждения и критики», а действиями по подкреплению усилий семьи в обучении новому поведению.

Важно также сказать о краеугольном камне любого терапевтического вмешательства — сопротивлении. В начале становления школы, сопротивление игнорировалось как закономерное явление, сопровождающее процесс изменения.

Отрицался сам факт того, что не только отдельный человек, но и сложные семейные системы сопротивляются изменению и стремятся вернуться в состояние привычного, хотя и болезненного гомеостаза.

Бихе- виористы считали, что сопротивление — признак того, что техника лечения плохо подобрана, но программы 1990-х гг. стали уделять этому явлению определенное внимание.

Источник: //studme.org/203723/psihologiya/kognitivno_povedencheskaya_semeynaya_terapiya

ПроНедуг
Добавить комментарий