Рональд дейвис методика

Как преодолеть дислексию, занимаясь по системе Дейвиса

Рональд дейвис методика

Дислексия (Dyslexia) − речевое нарушение, связанное с недоразвитием высших психических функций, что является причиной затруднений с чтением и письмом. Существуют методики, помогающие преодолеть этот дефект. Самой популярной и эффективной считается методика Дейвиса по устранению дислексии.

Автор, Рональд Д. Дейвис основал Центр исследований проблем чтения. Особенность системы − Дейвис сам является дислексиком и на личном примере доказал эффективность и результативность предложенной им методики. Он считает, что дислексия − не нарушение, а особый дар, которым нужно научиться пользоваться. Это и есть главная цель этой методики.

Люди с дислексией отличаются богатым воображением, нестандартным мышлением, любознательностью. Но, кроме того, у них есть нарушения в речи, трудности с письмом, в усвоении новых навыков. Поэтому нужно составить план коррекционной работы по преодолению этого нарушения с учетом индивидуальных особенностей человека.

Основные аспекты системы

Люди с дислексией обладают богатым воображением, но их способы познания окружающего мира отличаются от общепринятых.

Они опираются на дезориентацию, чтобы определить образ предмета и его назначение. Система Дейвиса направлена на устранение дезориентации, путем установления особой точки ориентирования.

Благодаря этому воображение дислексиков больше опирается на реалистичные образы предметов.

Преимущество методики − ее можно использовать для коррекции дислексии в любом возрасте. Она состоит из следующих блоков:

  • оценка способности к восприятию;
  • переключение;
  • разрядка и проверка;
  • точная настройка;
  • координация;
  • освоение символов;
  • последовательное чтение;
  • освоение символов относительно слов.

Количество и время занятий составляют специалисты в зависимости от индивидуальных особенностей человека.

Оценка способности к восприятию

Специалисты определяют, что человека с дислексией волнует больше всего. Чаще всего он переживает из-за трудностей в общении с окружающими и что неумение читать делает его неуспешным в глазах других людей. Затем специалист определяет степень затруднения.

На этом этапе предлагается выполнить упражнение «Умственный глаз» − оно помогает изучить окружающую действительность при помощи ментальных (мысленных) образов. Человек представляет на своей ладони предмет.

Специалист задает вопросы о его внешнем виде, тем самым помогая детальнее представить предмет. Задание усложняют, предлагая рассмотреть его с разных сторон. Потом предлагают поменять его внешние параметры, переместить на другую ладонь и т. д.

Если пациент справился с упражнением, можно приступать к следующему этапу коррекции.

Переключение

Главный признак дислексии − дезориентация в пространстве, которая затрудняет точное восприятие образов предметов. Поэтому создают особую «точку ориентации», представляющую собой пространство, позволяющее зафиксировать зрение дислексика. Пациенту нужно представить, что он как будто смотрит глазами человека, стоящего за его спиной.

Когда человек научится быстро находить «точку ориентации», то сможет видеть предметы такими какими видят их окружающие.

Это становится возможным благодаря тому, что эта точка оказывается расположенной в верхней части мозга, отвечающей за дезориентацию у людей с дислексией.

Таким образом, дезориентацию устраняют, а вместе с ней и само нарушение. Специалист следит за тем, чтобы эти упражнения не вызвали переутомление у пациента.

Разрядка и проверка

Попытки устранить дезориентацию и вместе с тем удерживать «умственный глаз» как можно дольше довольно утомительны, поэтому нередко пациенты жалуются на усталость и головные боли. Для расслабления и поддержания концентрации в занятие включают разрядку.

Расслабление осуществляется при помощи визуализации (представлений). Человек представляет себе чувство расслабленности в голове. Благодаря несложному упражнению удается снять мышечное напряжение, а головная боль проходит. После сеанса разрядки нужно проверить, не сместилась ли «точка ориентации». Когда человек освоил этот этап, он может переходить к следующему блоку заданий.

Точная настройка

Когда только начинается коррекционная работа по преодолению дислексии у «точки ориентации» нет еще четко зафиксированного положения, поэтому основная задача − это закрепить ее местоположение.

Человеку предлагают мысленно перемещать «умственный глаз», пока он не найдет оптимальное положение.

При этом дислексик чувствует облегчение и ему легче удерживать «умственный глаз» в течение длительного времени.

Точная настройка − это важное упражнение в системе Дейвиса, потому что под воздействием различных факторов точка может менять положение. Поэтому умение точно ее настраивать позволяет избежать дезориентации.

Координация

У людей с дислексией нарушена координация и трудности с определением правой и левой сторон. Поэтому в коррекционную работу включают упражнения на координацию. Это позволяет человеку справиться с неуклюжестью и трудностями в определении сторон.

Перед заданиями на координацию проверяют, насколько точно зафиксирован «умственный глаз». Затем человеку предлагают встать на одну ногу и удерживать равновесие. Когда пациент сможет удерживать баланс, ему бросают мячики, которые он ловит правой и левой рукой поочередно, а потом одновременно.

Задание усложняют: мячики кидают с небольшим отклонением в стороны, чтобы человек выходил за пределы оси равновесия с целью поймать мяч. Если дислексик будет регулярно выполнять это упражнение, его координация заметно улучшится. Эти задания можно использовать как динамические паузы.

Освоение символов

Особенность воображения людей с дислексией − это восприятие трехмерного изображения, а остальные люди воспринимают двухмерные печатные изображения.

Поэтому работа с печатными изданиями затрудняет процесс обучения у людей с дислексией.

Чтобы человек усвоил букву или алфавит, он воспроизводит ее самостоятельно в трехмерном воображении и сопоставляет ее с двухмерным печатным изображением. Для моделирования лучше всего использовать пластилин.

Нужно не только смоделировать нужную букву или число, но и запомнить ее положение в алфавите или числовом ряду. После того как человек усвоил элемент, переходите к изучению следующего, вызывающего затруднения.

Людям с дислексией сложнее всего усвоить знаки препинания или знаки арифметических действий. Нужно учить не только сопоставлять изображение, но и объяснять смысл выбора того или иного знака.

Поэтому человека просят приводить примеры с постановкой символа.

Последовательное чтение

Во время чтения дислексики воспринимают слово единым целым, а не последовательно по буквам. Поэтому, читая слово, человек пытается понять его значение. На начальных этапах коррекции у пациента формируют навык последовательного чтения с выделением отдельных букв или слогов. При этом не нужно требовать понимания прочитанного.

Подберите простую книгу и тренируйтесь в последовательном чтении. При этом периодически проверяйте положение «точки ориентации». Затем человека просят повторить прочитанное слово. Если у него не получается, то ему предлагают прочитать его несколько раз и объяснить его значение.

Следующий этап − умение понимать смысл предложений. Вначале специалист объясняет значение, а потом предлагает смоделировать ситуацию в воображении.

Освоение символов применительно к словам

Обязательно нужно объяснять значение слова при помощи толкового словаря. Кроме того, людям с дислексией нужно сразу осваивать правильное звукопроизношение слова, поэтому во время изучения слов делают их транскрипцию. Чтобы пациент усвоил новое слово, изучают его определение, составляют с ним предложения и представляют ситуации в воображении.

Облегчить усвоение нового слова можно при помощи моделирования ситуации с использованием пластилина. Кроме того, моделируют изучаемые буквы и числа, чтобы упростить их понимание. Человеку с дислексией проще будет представить эти модели в своем воображении. Чтобы закрепить новое слово его нужно повторить вслух несколько раз.

В коррекционной работе учитывайте, что скорость мышления у дислексиков высокая, поэтому нужно научить их читать неспешно и последовательно. Тогда человек сможет понимать смысл прочитанного. Это нужно, чтобы не закрепился навык механического чтения.

Эффективность занятий по методике Дейвиса высокая, потому что позволяет задействовать особенности, способствующие освоению навыка чтения.

Продолжительность процесса коррекции зависит от индивидуальных особенностей пациента, но иногда специалисты советуют увеличить интенсивность занятий, что помогает за небольшой промежуток времени достичь высоких результатов.

Уникальность методики Дейвиса в подходе к людям с дислексией: само определение, что это дар создает благоприятную атмосферу, которая благотворно влияет на процесс обучения.

Источник: //LogopediaCentr.ru/narushenie-pisma-i-chteniya/metod-dejvisa-po-ustraneniu-disleksii/

Методика Дейвиса в борьбе с дислексией

Рональд дейвис методика

Дислексия встречается достаточно часто и являет собой нарушение развития высших психических функций головного мозга, что, в свою очередь, вызывает определенные сложности с чтением и письмом.

Дислексия может проявляться в нескольких формах, однако любой вид заболевания поддается коррекции при помощи различных методов. Одним из наиболее эффективных и популярных способов принято считать методику Дейвиса.

Автор методики, Рональд Д. Дейвис, является учредителем Центра исследований проблем чтения, работающего при Центре коррекции дислексии в Соединенных Штатах Америки.

Уникальность программы в том, что ее создатель сам является дислексиком и на себе доказал эффективность своего метода. По словам Дейвиса, дислексия – не заболевание, а особенный дар, применению которого необходимо научиться.

Методика Дейвиса направлена именно на обучение дислексиков тому, как правильно применять дар дислексии.

Суть методики Дейвиса

Дислексики обладают быстрым мышлением и богатым воображением, однако их способы познания окружающего мира сильно отличаются от того, к чему привыкли остальные люди.

Дислексикам свойственно применение дезориентации для выстраивания образов предметов и их познания.

Методика Дейвиса направлена на отключение дезориентации путем установления особой «точки ориентации», тем самым настраивая воображение на создание наиболее реалистичных образов окружающей действительности.

Метод Дейвиса помогает в коррекции в большинстве случаев, независимо от возраста дислексика, и включает в себя комплекс мер, который условно состоит из таких элементов, как:

  • оценка способности к восприятию;
  • переключение;
  • разрядка и проверка;
  • точная настройка;
  • координация;
  • освоение символов;
  • последовательное чтение;
  • освоение символов относительно слов.

График занятий по программе Дейвиса составляется специалистами медицинского учреждения с учетом индивидуальных особенностей пациента. Хотя желаемые результаты видны даже при постепенном и более длительном лечении, рекомендуется проводить курс интенсивных занятий в более сжатые сроки.

Почему метод Дейвиса. Центр коррекции дислексии

Рональд дейвис методика

Почему метод Дейвиса

Как ранее упоминалось, исследователи до сих пор не могут прийти к общему заключению по поводу своих гипотез и моделей, касающихся причин и природы дислексии. Поэтому и все методы коррекции, существующие на сегодняшний день, отчасти экспериментальны.

Хочу поделиться своей историей. Я — мама ребенка-дислектика. Сейчас моей дочери почти 16 лет. Когда мы начали готовиться к поступлению в школу (5-6 лет), заниматься с педагогами, то с удивлением обнаружили, что ребенок не только не овладел первыми навыками чтения, но даже не научился складывать буквы в слоги.

Пробовали разных педагогов и разные школы. До этого возраста моя дочь ни чем не отличалась от своих сверстников, ходила в садик, учила стихи, в 1,5 года знала все буквы-магниты, висевшие у нас на холодильнике. Мы даже не могли подумать, что столкнемся с такой проблемой. В 8 лет мы все же поступили в школу. В 9 лет она все еще не читала.

Что мы только не делали, куда только не обращались. Время шло, а результата не было. Тогда же врач психоневролог, отчаявшись найти хоть какие-нибудь медицинские отклонения, сказала следующее: «Похоже, у нее просто дислексия». Я задала логичный, как мне показалось, вопрос: «А что это?».

На что получила очень пространный ответ, что это скорее поле деятельности дефектологов и логопедов.

Не буду описывать дальнейшие бессмысленные попытки получить хоть какой-нибудь ответ и помощь у вышеуказанных специалистов. Мы перепробовали все. Я была на грани срыва. Моего ребенка не брали ни в одну школу, хотя комиссия и консилиум констатировали интеллектуальную сохранность мозга и прекрасную память.

В итоге, нам посоветовали учиться самостоятельно, на дому, т.к. не обладая специальными методиками, учителя из обычной школы, вряд ли смогут помочь такому ребенку. А «возиться» с нами в обычной школе никто не хотел, ведь всю школьную программу приходилось осваивать на слух.

Но я понимала, что в нашем случае (как выяснилось, сложном, так как бывают и более легкие варианты дислексии) ребенку просто невозможно адаптироваться в обществе, т.к. информация поступает к нам, в основном, в печатном виде. Это так естественно, что мы даже не задумываемся об этом.

Главное, рядом не оказалось людей, которые могут чем-то помочь.

Благодаря интернету я узнала, что проблема дислексии актуальна во всем мире. Так я впервые услышала о методе Дейвиса. Ребенку потребовалось несколько курсов, предстояли большие расходы и поездки по разным странам, т.к. в то время в России не было  ни одного лицензированного методиста.  Но мы ни на минуту не пожалели о выбранном пути. Результат очевиден.

Сегодня мой ребенок пишет, читает и учится в общеобразовательной школе. Вот тогда, мне и захотелось стать методистом Дейвиса и привезти этот метод коррекции дислексии в Россию, чтобы иметь возможность помогать не только своему ребенку, но и сделать эту методику доступной для других детей и взрослых, нуждающихся в помощи.

Вот так я стала первым лицензированным методистом Дейвиса в России.

Методика Р. Дейвиса внушает доверие еще и потому, что ее созданием занимался человек, не понаслышке знакомый с дислексией. Метод Дейвиса это понимание восприятия и видения мира дислектика.

Неоспоримость методики можно оценивать и по реакции детей, которые с удовольствием бегут на занятия. По словам самих ребят, здесь их понимают и говорят с ними на одном языке.

Дети шаг за шагом двигаются вперед, осваивают ключи методики и открывают одну за другой двери в новый мир. Сам метод основан на особом подходе к обучению детей и взрослых.

Такой подход имеет высокую результативность и за очень короткие сроки возвращает уверенность в себе.

Кто такой Рональд Д.Дейвис…

Когда-то Рональд Д.Дейвис был маленьким страдающим аутизмом и дислексией ребенком, а сейчас – автор переведенного более чем на 20 языков международного бестселлера «Дар дислексии: почему некоторые из умнейших людей не могут читать, и как они могут этому научиться».

«Коррекция дислексии по системе Дейвиса (именно коррекция, так как лишать дара дислексии — грех)» доступна во всех частях света; ее осуществляют лицензированные методисты, прошедшие специальную подготовку более чем в 40 странах мира.

Программа имеет исключительно высокий процент успеха и помогает при трудностях с чтением, письмом, орфографией, математикой, а также при проблемах с поведением и сложностями с удерживанием внимания.

В 1982 году Рональд Д.Дейвис основал Центр по исследованию проблем чтения при Центре коррекции дислексии в Бурлингейме, штат Калифорния.

В 1995 году он организовал Международную ассоциацию коррекции дислексии по системе Дейвиса, которая проводит семинары по обучению для медицинских работников и работников системы образования по всему миру. Используя свой жизненный опыт, Д.

Дейвис разработал «Методики обучения по системе Дейвиса», которые являются самостоятельным направлением среди методов Дейвиса.

«Методики обучения по системе Дейвиса» предназначены для использования в классах начальной школы при обучении чтению детей с различными способностями. Это уникальная система стимулирует способных учеников и, в то же время, предотвращает развитие трудностей в обучении у детей из группы риска.

Успешное применение методики Дейвиса, поможет вам и вашим детям правильно воспринимать и осваивать окружающий мир, позволит избежать несправедливых замечаний про медлительность и отсталость, а также даст мощный толчок в развитии скрытых творческих способностей. И тогда, когда-то неуверенный в себе человек, сможет посмотреть на мир совсем иными глазами и почувствовать в себе огромные силы для того, чтобы творить.

К сожалению, многие  обучающие методики не делают ничего, кроме насаждения и усиления компульсивных типов поведения (т.е.

создание и использование дислектиками приемов, позволяющих что-то делать и тактикой, применяемой для понимания или запоминания чего-либо: высокая степень концентрации, бесконечные подсказки, которые накапливаются у дислектика тысячами, уловки, благодаря которым кто-то читает или пишет текст вместо них и т.д.).

Кажется, что дислектик, в конце концов, начал учиться, но это только иллюзия. Фактически, ребенка ставят в такие условия, при которых он механически выполняет действия, на самом деле, не понимаемые им. Такая схема превратится в пожизненную неспособность, если ее не скорректировать в какой-то момент времени.

Эти методы могут проявляться во всевозможных формах; тем не менее, они всегда позиционируют себя как методы обучения, способы узнавания или выполнения чего-либо. Даже такой простой прием, как заучивание «алфавитной песенки», может привести к нежелательным последствиям. Если песенка используется в качестве вынужденного решения, этот способ станет единственной возможностью вспомнить или воспроизвести алфавит.

Из всех вынужденных решений, некоторые выделяются на общем фоне своей способностью превращать дислексию в действительную неспособность к обучению. Лучше всего они известны такие, как «концентрируйся» и «старайся изо всех сил».

Даже если они будут выбраны в качестве путей выхода, чтение и письмо будут трудоемкими процессами. Поскольку необходимость в их существовании останется неизменной, они на всю жизнь останутся примером вынужденного поведения.

При всем этом, родители и учителя из лучших побуждений советуют прибегать к этому наиболее вредному для дислектиков методу.

Дислектик старается улучшать и развивать свои навыки, но если это улучшение является одной из форм вынужденного решения, то ситуация не исправляется, а все больше усугубляется. Чем больше вынужденных решений дислектик создает или перенимает, тем скорее его состояние перерастает в пожизненную неспособность.

В рамках подхода Дейвиса лучшее описание причин и источника дислексии — это талант восприятия, особые врожденные способности.

Для того чтобы успешно преодолеть дислексию, как неспособность к обучению, все многочисленные факторы, приводящие к дислексии, должны быть отрегулированы или устранены. Дислектиков надо снабдить чем-то, ЧТО ОНИ РЕАЛЬНО МОГУТ СДЕЛАТЬ, чтобы изменить свое состояние.

Методика Дейвиса представляет собой комплексную программу помощи страдающим дислексией, помогающая в кратчайшие сроки справиться с трудностями восприятия, дезориентацией и проблемами при чтении и письме.

Источник: //dislekt.ru/metodyi-korrektsii-obucheniya-razvitiya/pochemu-metod-deyvisa/

Дислексия: коррекция по методу Дейвиса

Рональд дейвис методика

Раньше дислексия – затруднение в обучении письму и чтению, считалась психоневрологической патологией. Детей лечили стандартными приёмами, как при прочих видах задержки развития, не учитывая индивидуальность психики.

По-новому к проблеме подошёл Рональд Дейвис, создавший коррекционный способ, характеризующийся наибольшей результативностью.

Коррекция дислексии по системе Дейвиса, основанная на том, что дислектики – люди не больные, а отличающиеся особым видением мира, мыслящие не вербально, а визуализировано, помогла многим тысячам пациентов повысить качество жизни, поднять самооценку, добиться успеха в учёбе.

Методика Дейвиса по устранению дислексии

Автор методики был дислектиком, но сумел справиться с проблемой. Он считал свою особенность не нарушением развития, а особой способностью мыслить образно, и разработал, исходя из этого, технику снятия стресса, избавления от рассеянности сознания, возвращения чёткого и ясного мышления.

Американский исследователь считал, что мышление большинства людей вербальное, основанное на словах, а дислектики мыслят визуализировано, то есть образами.

Из-за нарушения пространственной ориентации дислектик, видящий книжные символы, не просто их не понимает, а раздражается, находится в недоумении.

При дислексии коррекция по методике Дейвиса направлена на изменение мышления. Цель – устранение неправильного восприятия символа, контролирование представления о книжных знаках, выявление причин искажения ориентации и избавление от них.

У дислектиков при необходимости концентрировать внимание отмечаются головные боли и быстрое переутомление, поэтому коррекционный метод включает этап расслабления.

Занятия проводятся поэтапно, включают:

  1. Анализ способности к восприятию.
  2. Переключение.
  3. Разрядку и проверку.
  4. Настройку – вхождение в комфортное состояние.
  5. Координацию – устранение путаного восприятия право-лево, верх-низ.
  6. Освоение символов посредством их трёхмерной визуализации.
  7. Последовательное обучение чтению.
  8. Изучение символов относительно слов.

При составлении курса занятий учитываются особенности пациента. Растягивать обучение нежелательно, лучше, когда курс сжатый, но интенсивный.

Освоение символов относительно слов

Методика Дейвиса по устранению дислексии завершается упражнениями, при которых прорабатываются сложные слова. Занятия строятся следующим образом:

  • изучается толкование слова в словаре;
  • исследуется его транскрипция;
  • составляются предложения, включающие слово, строятся воображаемые ситуации;
  • создаются пластилиновые объекты, относящиеся к слову;
  • в воображении воссоздаются вылепленные объекты;
  • в завершение несколько раз вслух даётся определение слова.

Нужно учитывать, что дислектики мыслят быстро, поэтому на последнем этапе важно приучение к неторопливому и вдумчивому чтению, чтобы прочитанное лучше усваивалось.

Классические коррекционные методы

В российских логопедических центрах методика Дейвиса по устранению дислексии применяется нечасто. Специалисты предпочитают использовать классическую систему, при которой техника занятий определяется видом дислексического расстройства:

  1. При фонематическом виде недостаточно сформирована способность анализировать и синтезировать фонемы или на слух дифференцировать звуки. При затрудненной слуховой дифференциации сначала уточняется произношение и слуховое восприятие конкретного проблемного звука. Затем сопоставляются смешиваемые фонемы в плане произношения и восприятия на слух.
    При несформированности анализа и синтеза фонем сначала уточняется наличие проблемного звука в слове, затем устанавливается его положение. Требуется выяснить количество звуков и слогов, как они расположены относительно друг друга, соединить их в слово.
  2. При оптическом виде ребёнок не усваивает визуальные буквенные образы. Принцип занятий – узнавание символов, спрятанных в изображениях и предметах, улучшение ориентации в пространстве. Ученик должен усвоить навык чтения слева направо без скольжения по строкам.
  3. При мнестическом виде отсутствует способность запоминать буквы, связывать символы и звуки. В этом случае пациенту демонстрируется объект, в котором соединены визуальный и слуховой образы конкретной буквы. Например, буква «ж» рисуется в виде жука.
  4. При семантической дислексии отсутствует понимание прочитанного при нормальной технике чтения. Задача логопеда – расширение словарного запаса ученика, развитие лексики, освоение грамматики и синтаксиса.
  5. При аграмматическом виде во время чтения постоянно совершаются ошибки, и преимущественно в окончаниях слов. Здесь нужно работать над словообразованием, правилами изменения существительных, прилагательных, глаголов, формированием структуры предложений.

По системе Дейвиса при дислексии с ребёнком должны заниматься не только психологи и логопеды, но и дома родители. Занятия выбираются с учётом особенностей развития пациента.

В магазинах и интернете реализуется огромное количество материалов по запросу «Дислексия метод Дейвиса». По данным материалам можно самостоятельно изготавливать коррекционные объекты, заниматься без подготовки.

Источник: //akademiarechi.ru/defekti-rechi/disleksiya-metod-deivisa/

ПроНедуг
Добавить комментарий