Синдром вегето висцеральных дисфункций у новорожденных

Вегето-висцеральный синдром у новорожденных: симптомы и лечение недуга

Синдром вегето висцеральных дисфункций у новорожденных

Вегето-висцеральный синдром это стойкое нарушение функций внутренних органов и систем, происходящую на фоне патологических процессов, развивающихся в центральной нервной системе младенца.

Подобные нарушения негативно влияют на работу, как правило, сердечно – сосудистой, пищеварительной и терморегуляторной систем.

Вегето-висцеральное нарушение относят к средней степени поражения центральной нервной системы ребенка. Будущим мамам будет полезно знать о том, по каким причинам может развиться подобная дисфункция, каковы ее клинические проявления, каким образом проводится лечение таких маленьких пациентов, а также получить некоторые полезные советы от специалистов.

Вегето-висцеральный синдром это стойкое нарушение функций внутренних органов и систем, происходящую на фоне патологических процессов, развивающихся в центральной нервной системе младенца.

Подобные нарушения негативно влияют на работу, как правило, сердечно – сосудистой, пищеварительной и терморегуляторной систем.

Вегето-висцеральное нарушение относят к средней степени поражения центральной нервной системы ребенка. Будущим мамам будет полезно знать о том, по каким причинам может развиться подобная дисфункция, каковы ее клинические проявления, каким образом проводится лечение таких маленьких пациентов, а также получить некоторые полезные советы от специалистов.

  • 1 Причины возникновения
  • 2 Симптомы
  • 3 Лечение
  • 4 Рекомендации мамам

Причины возникновения

Специалисты выделяют следующие группы факторов, которые могут спровоцировать поражение центральной нервной системы новорожденных детей, приводящие к вышеуказанному синдрому:

  1. Поражения гипоксического характера, вызванные кислородным голоданием в период внутриутробного развития.
  2. Поражения травматического характера, спровоцированные механическими травмами клеток головного и спинного мозга в процессе родовой деятельности и в первые часы жизни малыша.
  3. Токсико-метаболические и дисметаболические факторы, где ключевая роль отводится нарушению метаболических процессов в организме новорожденного, а также повреждениям, вызванным приемом в процессе вынашивания ребенка медикаментов, алкогольных напитков и наркотических веществ.
  4. Дисфункция центральной нервной системы, спровоцированное инфекциями, например, вирусами, бактериями и т.п.

Симптомы

Если говорить о признаках, проявляемых при развитии обозначенного синдрома, то в данном случае следует выделить:

  1. Наиболее часто наблюдаемым симптомом у грудничков является срыгивание. Подобное состояние свойственно, как правило, и здоровым деткам. Однако, если оно сопровождается недостаточными темпами в прибавке веса, нарушенным дыхательным ритмом, высокой возбудимостью, нарушенной психомоторикой, а также расстройством сна, то, вероятнее всего, речь идет о данном заболевании.
  2. Кишечные колики у новорожденных также можно считать одним из симптомов вегето-висцерального синдрома. В сложившихся обстоятельствах у младенца случаются приступы плача, при котором малыш подтягивает ножки к брюшной стенке, у него вздувается животик, что в некоторых случаях происходит на фоне отходящих газов и акта дефекации. Такого рода приступы могут продолжаться от 10 минут до 2 часов.
  3. Нарушенный ритм дыхания и бронхообструкция.
  4. Нарушенная терморегуляция приводит к тому, что ребенок с легкостью переохлаждается либо перегревается, что способствует частому развитию респираторных патологий, а также трудному восстановлению организма.
  5. У детей с обозначенным синдромом на коже довольно часто проявляется сосудистый рисунок, который усиливается в случае беспокойства малыша либо влиянии низких температурных значений.
  6. Дети с вегето-висцеральным синдромом засыпают довольно трудно и очень часто просыпаются по ночам.
  7. Обратите внимание на другие статьи на сайте с детский симптоматикой: Синдром навязчивых движений у детей, астения у детей, истерический невроз у детей

Лечение

Специалисты выделяют следующие группы факторов, которые могут спровоцировать поражение центральной нервной системы новорожденных детей, приводящие к вышеуказанному синдрому:

  1. Поражения гипоксического характера, вызванные кислородным голоданием в период внутриутробного развития.
  2. Поражения травматического характера, спровоцированные механическими травмами клеток головного и спинного мозга в процессе родовой деятельности и в первые часы жизни малыша.
  3. Токсико-метаболические и дисметаболические факторы, где ключевая роль отводится нарушению метаболических процессов в организме новорожденного, а также повреждениям, вызванным приемом в процессе вынашивания ребенка медикаментов, алкогольных напитков и наркотических веществ.
  4. Дисфункция центральной нервной системы, спровоцированное инфекциями, например, вирусами, бактериями и т.п.

Рекомендации мамам

Медики приводят следующие рекомендации относительно поведения мам при проявлении тех или иных симптомов заболевания:

  1. Что касается срыгивания, то тут рекомендуется позволить сделать это ребенку сразу после приема пищи. Для этого следует подержать ребенка вертикально в течение получаса сразу после приема пищи. Также рекомендуется кормить ребенка часто и небольшими порциями. Все эти действия позволят сократить частоту срыгиваний у крохи.
  2. Справиться с коликами поможет, например, укропная вода.
  3. Справиться с дыхательными расстройствами помогут лечебный массаж и обращение к неврологу.
  4. В случае с расстройством терморегуляции значимую помощь способны оказать закаливающие процедуры, плавание и оздоровительный массаж.
  5. При наличии проблем с кожными покровами справиться с ними позволит соблюдение правил личной гигиены, закаливание и адекватный температурный режим.

Таким образом, уход за ребенком с выявленным вегето-висцеральным синдромом требует от родителей терпения и огромных усилий. Только в этом случае есть все шансы максимально восстановить здоровье чада.

Источник: https://psihiatr.me/nevroticheskie-rasstrojstva/nevrozy/vegeto-vistseralnyj-sindrom.html

Синдром вегето висцеральных дисфункций у новорожденных что

Синдром вегето висцеральных дисфункций у новорожденных

Под вегето-висцеральными нарушениями у новорожденных подразумевается широкий спектр морфологических и функциональных сдвигов во многих органах и системах, обозначаемых как соматоневрологические, нейросоматические или нейроэндокринные. Преимущественно имеются в виду сосудистые, желудочно-кишечные нарушения, а также нарушения терморегуляции.

При любом из клинико-неврологических синдромов могут отмечаться соматические нарушения различной степени выраженности.

Так, синдром общего угнетения, как правило, сопровождается расстройствами дыхания, нарушениями сосудистого тонуса и терморегуляции, синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости и гипертензионно-гидроцефальный — дисрегуляцией сфинктров, нарушением моторики желудочно-кишечного тракта.

Синдром вегето-висцеральных нарушений часто относят к восстановительному периоду энцефалопатии, когда на фоне стихания собственно неврологических нарушений, нормализации мышечного тонуса и рефлекторной сферы указанные нарушения выступают на первый план, доминируют в клинической картине энцефалопатии.

По данным нашей клиники, частота синдрома вегето-висцеральных нарушений у детей первого года жизни, перенесших перинатальную энцефалопатию, составляет около 10%; однако и при других синдромах восстановительного периода наряду с преобладающими неврологическими расстройствами (двигательными или психоэмоциональными) могут быть отмечены отдельные соматовегетативные отклонения.

В практике врача-педиатра особое значение придается следующим функциям вегетативной системы: регуляции тонуса сосудов и сердечной деятельности, регуляции секреторной деятельности желез внутренней секреции, терморегуляции, регуляции метаболизма, влиянию на гладкую мускулатуру, адаптационно-трофическому влиянию на рецепторы и синапсы

Ведущее звено в формировании вегето-висцеральных нарушений — поражение диэнцефальных структур мозга, лимбической системы, продолговатого мозга, последующее расстройство нейроэндокринной регуляции.

У новорожденных, особенно у недоношенных детей, высшие вегетативные центры развиты недостаточно, в том числе симпатическая система спинного мозга и пограничного симпатического ствола и парасимпатические ядра среднего мозга.

В связи с этим значительно возрастает роль гипоталамуса и лимбико-ретикулярной системы (паравентрикулярные и супраоптические ядра, гипокамп и миндалевидное ядро).

Гипоталамус через систему регуляции «Гипофиз — щитовидная железа — надпочечники» осуществляет интеграцию адаптационных процессов. Каждый отдел гипоталамуса осуществляет регуляцию определенной функции симпатической и парасимпатической нервной системы.

Экспериментальными исследованиями установлено, что раздражение задних отделов гипоталамуса приводит к симпатикотонии, повышению АД, снижению температуры тела; патологические процессы в задних отделах гипоталамуса способствуют трофическим нарушениям, половому инфантилизму. Передние отделы гипоталамуса (прежде всего лимбическая система) связаны с регуляцией водного и солевого обмена, сна и бодрствования.

В практике врача-педиатра особое значение придается следующим функциям вегетативной системы: регуляции тонуса сосудов и сердечной деятельности, регуляции секреторной деятельности желез внутренней секреции, терморегуляции, регуляция метаболизма, влияния на гладкую мускулатуру, адаптационно-трофическому влиянию на рецепторы и синапсы.

Показатели состояния вегетативной нервной системы у новорожденных детей

  1. Определение вегетативного статуса по клиническим симптомам (адаптированная схема А. М. Вейна)
  2. Проведение ЭКГ (ЧСС, нарушения ритма)
  3. Определение артериального давления на правой и левой руке
  4. Определение частоты дыхания
  5. Проведение функциональных проб: ортостатической, эпигастральной,

    глазо-сердечной

  6. Определение кожной температуры в 12 симметричных точках
  7. Определение терморегуляции
  8. Определение электрокожного сопротивления

Нарушение любой из этих функций (изолированное или в сочетании с другими нарушениями) возможно при перинатальных энцефалопатиях. Морфологическим субстратом поражения может быть как преходящее нарушение кровообращения в диэнцефально-гипоталамической области, так и стойкие ишемические нарушения и кровоизлияния.

Как правило, речь идет о нарушениях кровообращения в бассейнах средней и задней мозговых артерий.

Тяжелые сомато-вегетативные нарушения развиваются при внутрижелудочковых кровоизлияниях, типичных для перинатальных поражений мозга у крайне маловесных детей (глубокое коматозное состояние, расстройства дыхания, гипо- и гипертермия, нарушения сердечной деятельности, трофические дисфункции).

Среди кровоизлияний других локализаций следует упомянуть субэпендимальные, которые могут отмечаться при разрыве мелких вен между хвостатым ядром и зрительным бугром; они могут разрушать головку хвостатого ядра, что приводит к выраженным расстройствам вегетативно-трофических функций.

Клиническим проявлением синдрома вегетативно-висцеральных нарушений у новорожденных являются вегето-сосудистые дисфункции (лабильность сосудистого тонуса и сердечного ритма). Ребенок имеет «мраморный» рисунок кожи, преходящий цианоз.

У недоношенных детей вследствие незрелости центров регуляции сосудистого тонуса более резко, чем у доношенных, выражены изменения окраски кожи, цианоз стоп и кистей.

Считается, что даже практически здоровые недоношенные дети в первые недели жизни склонны к гипостазам, т. е. к скоплению крови в нижележащих отделах. У глубоконедоношенных детей может наблюдаться симптом Финкельштейна (или Арлекино).

Если этот симптом наблюдается у более зрелых детей, он свидетельствует о поражении диэнцефальных сосудодвигательных центров или о недостаточности функции надпочечников.

Описанные выше нарушения сосудистого тонуса при синдроме вегетативно-висцеральных нарушений сопровождаются изменением показателей артериального давления и лабильностью частоты пульса. Уровень артериального давления при однократном измерении может оказаться как повышенным, так и пониженным: для адекватной оценки АД необходимо его измерение не менее 8 раз в сутки, в дневное и ночное время.

Не менее важным является измерение СО2 и рСО2. Установлено, что у здоровых детей в первые недели жизни происходит постепенное становление биоритма АД — повышение его амплитуды, смещение максимальных показателей АД на вторую половину дня.

При легких и среднетяжелых проявлениях перинатальной энцефалопатии возможна задержка становления суточных и недельных ритмов в гемодинамических показателях, при тяжелых — значительное нарушение формирования биоритмов, снижение среднесуточных показателей со смещением систолического и диастолического артериального давления — очень маленькая амплитуда, резкие колебания амплитуд АД; все это свидетельствует о нарушении авторегуляции кровообращения. Лабильность АД при синдроме вегетососудистых нарушений сопровождается лабильностью сердечного ритма и ЧСС.

Источник: https://eltransteh.ru/sindrom-vegeto-visceralnyh-disfunkcij-u-novorozhdennyh-chto/

Вегето висцеральных дисфункций – МедЛечебник

Синдром вегето висцеральных дисфункций у новорожденных

Последнее обновление статьи: 02.04.2018 г.

Вегетативная дистония у детей стала очень распространённым диагнозом у детских неврологов и кардиологов. Она объединяет ряд симптомов и привносит дискомфорт в жизнь молодых людей.

В 25 % состояние диагностируется в детском возрасте. Нарастающий темп жизни требует увеличение работоспособности в учёбе. Появления новых видов гаджетов нагружают нервную, опорно-двигательную, зрительную системы.

ВСД — это «поломка» в работе сосудистой системы организма, что, в свою очередь, влечёт за собой недостаток притока кислорода к тканям.

Новый термин ВСД – вегетососудистая (нейроциркуляторная) дистония был введен с 2005 года.

Наша статья позволит раскрыть все симптомы данного заболевания, понять причину и, самое главное, лечение этого недуга.

Причины ВСД:

  • стрессовые ситуации, переутомления. Как правило, в школе ребёнок испытывает большие эмоциональные и умственные нагрузки. В наше время школьные уроки занимают практически всё свободное время школьника;
  • гормональные «бури». Это касается подростков с 11 — 12 лет.

    Начинается пубертатный период, когда ребёнок начинает «расцветать» и появляются эмоциональные перепады. Длятся они лет до 16;

  • родовые травмы, послеродовые осложнения.

    Особенно травма шейных позвонков ведёт за собой нарушения кровообращения в головном мозге;

  • нарушения регуляции центров головного мозга.

    Это означает, что все органы нашего организма регулируются работой нервной системы и малейшие нарушения в ней отражаются на работе внутренних органов и систем;

  • интенсивные физические нагрузки.

Может быть, некорректно рассматривать ВСД как болезнь, ведь это всего лишь скопление симптомов нарушения работы органов.

Основные жалобы:

  • головные боли;
  • головокружения;
  • шум в голове;
  • снижение способности к концентрации внимания;
  • боли в сердце;
  • предобморочные состояния;
  • повышения артериального давления;
  • понижения артериального давления;
  • чувство нехватки воздуха;
  • быстрая утомляемость;
  • повышенная потливость;
  • чувство онемения рук, стоп;
  • учащённое сердцебиение;
  • боли в животе.

Как мы видим из вышеперечисленного, жалобы, которые касаются нарушения работы того или иного органа, при ВСД могут быть любыми.

Грамотно выставлять диагноз «вегетососудистая дистония» у ребёнка с 5-летнего возраста. Так как к этому времени нервная система почти достигает пика своего развития.

Течение вегетососудистой дистонии может быть:

  • пароксизмальным;
  • перманентным.

Пароксизмальные (приступные) дистонии имеют следующие признаки:

  • резкое побледнение или покраснение кожи лица;
  • повышение кровяного давления;
  • учащённое сердцебиение.

Приступ может длиться от нескольких минут до 2 — 3 часов.

Наташа, 15 лет: «Впервые я испытала подобное, когда мне было 13 лет. На уроке физкультуры мне стало плохо — закружилась голова, руки стали холодными. Подружка сказала, что я сильно побледнела, стала как мука. Медработник измерила давление — 130/100. Меня сразу же отправили домой. Дома я отлежалась, и всё встало на свои места».

Частые провокаторы таких приступов — переутомление, волнение, интенсивная физическая нагрузка.

Одной из разновидностей пароксизмальной ВСД является обморок. Это когда у ребёнка резко темнеет в глазах, появляется головокружение, и он теряет сознание. При этом судорог не бывает. Ребёнок приходит в себя либо самостоятельно, либо с помощью ватки с нашатырём.

При перманентном течении симптомы дают о себе знать практически постоянно. Но выраженность их значительно меньше.

Типы ВСД

 Виды ВСД:

  • гипотензивный;
  • гипертензивный;
  • кардиальный;
  • смешанный.

Гипотензивный тип, как видно из названия, характеризуется сниженным артериальным давлением, то есть ниже 100/60 миллиметров ртутного столба (мм. рт. ст.). Кожный покров у ребёнка имеет бледный оттенок, похолодание рук отмечается вне зависимости от условий погоды. Склонность к обморокам.

Гипертензивный тип сопровождают учащённое сердцебиение, повышение давления до 170/90 мм. рт. ст., красный цвет лица, склонность к лишней массе тела, частые головные боли.

Ещё один вариант ВСД – кардиальный. Основной симптом — боли в области сердца.

Дополнительные признаки:

  • учащённое сердцебиение в покое и по ночам;
  • изменения на ЭКГ в виде аритмии, внеочередных сокращений сердца (экстрасистол);
  • перебои в работе сердца. Проявляются чувством замирания в сердце.

Смешанный тип встречается в большинстве случаев, симптомы могут варьироваться и включать всё вышеперечисленные.

  1. ВСД в большинстве случаев провоцируется чем-то. Редко симптомы возникают сами по себе.
  2. Проходит самостоятельно, стоит ребёнку успокоиться или полежать.
  3. В общих лабораторных или инструментальных обследованиях нет существенных изменений.

Что означает адекватная нагрузка? Ежедневно ребёнок должен выполнять утреннюю гимнастику. Полезны плавание, лыжи, ходьба, бег легкой трусцой, танцы.

При повышении давление свыше 140/90 мм. рт. ст. не рекомендуется занятия в основной группе по физкультуре.

Ребёнок должен спать по 8 часов в сутки. Желательно ложиться и вставать в одно и то же время, следуя своим биоритмам. За час до сна не должно быть «зависания» в компьютерах, планшетах, телефонах. В течение дня ребёнок не должен перегружаться умственно и эмоционально. После школы обязателен часовой отдых.

Питание

Ребёнок должен питаться полноценно три раза в день плюс два перекуса.

Особенно полезна для укрепления нервной системы и сердечной мышцы пища, содержащая калий и магний:

  • печёный картофель;
  • бананы;
  • творожные продукты;
  • орехи;
  • мёд;
  • изюм, сухофрукты;
  • крупы;
  • петрушка.

Исключить из рациона все легкоусвояемые углеводы и фастфуд — мучные изделия, колбасы, майонез, хот доги и тому прочее.

Важно! Если у ребёнка отмечается повышение давления, то следует:

  • ограничить потребление соли до 5 граммов в день;
  • употреблять больше фруктов и овощей в первую половину дня;
  • исключить маринованные, солёные продукты;
  • исключить крепкий чай, кофе.

Лучше обратиться к специалисту. Желателен при дистонии массаж воротниковой зоны. Предпочтителен курс в 10 процедур. Хорошо снимает напряжения, так как ребёнок из-за учёбы вынужден длительно сидеть, массаж головы.

Фитотерапия

Седативным, или успокаивающим, действием обладают следующие травы и продукты:

  • пустырник, валериана;
  • пион;
  • мята;
  • берёзовый гриб.

В педиатрии при появлении вышеперечисленных жалоб у ребёнка и постановки диагноза ВСД следует хотя бы первые 4 месяца лечиться немедикаментозными средствами.

Ноотропы

Препараты, которые улучшают мозговую активность, повышают эффективность работы нейронов. Благодаря этому улучшается память, ребёнку становится легче запоминать тексты и усваивать школьные темы. Дети становятся более организованными, повышается любознательность.

Яркие представители этой группы:

  1. Пирацетам. Назначается при головокружении, головных болях. Способствует улучшению памяти. Разрешён детям с 1 года.
  2. Винпоцетин. Имеет сосудорасширяющее действие. Способствует обогащению мозга кислородом. Лучше назначать подросткам с 12 лет.
  3. Фенибут. Его очень любят назначать неврологи при заиканиях и тиках. Обладает ярким седативным эффектом.
  4. Пантогам. В его основе — витамин В15. Препарат обладает достаточным седативным эффектом, улучшает работу мозговых структур. Разрешён детям всех возрастов.
  5. Церебролизин. Улучшает запоминание, обучаемость. Используется при неврологических заболеваниях, обусловленных повреждением мозговых структур. Возможно применение с рождения.

Анастасия, 45 лет: «У моей дочки в 11 лет начались непонятные жалобы — головные боли, головокружения. На физкультуре не могла бегать, чуть ли не теряла сознание. Кардиолог назначила нам лечение — Пирацетам, а затем Винпоцетин. Через 2 недели после начала приёма всё нормализовалось, и память стала значительно лучше. Стала усваивать больший объём информации».

Их действие основано на успокоительном эффекте. Врач их назначает деткам, у которых появилась раздражительность, нервозность, школьникам в период подготовки к экзаменам. Для детей, конечно, в начале лечения лучше использовать успокоительные препараты растительного происхождения.

Препараты этой группы:

  • Глицин. По некоторым источникам, данный препарат также обладает ноотропным действием. В его основе лежит химическое соединение — кислота, благодаря которой происходит уравновешивание работы нервной системы, регулирование мозговой активности. Отсюда и улучшение памяти. Его лучше применять, положив под язык, желательно на ночь, так как глицин вызывает сонливость;
  • Магне В6. Как видно из названия, в его основе – магний и витамин В6. Обладает достаточно хорошим успокоительным эффектом. Также улучшает работу сердца, благоприятно влияет на сердечный ритм. Магне В6 можно найти в ампулах, поэтому его смело назначают деткам до года в этой лекарственной форме;
  • Персен. Препарат растительного происхождения, рекомендуется подросткам с 12-летнего возраста.

Адаптогены

Эту группу препаратов можно отнести к фитотерапии, так как они произведены на основе растительных компонентов.

Их действие:

  • нормализуют работу центральной нервной системы;
  • ускоряют обмен веществ;
  • улучшают протекание эндокринных процессов;
  • разные виды адаптогенов могут обладать как расслабляющим действием, так и тонизирующим.

Представители:

  • корень женьшеня;
  • элеутерококк;
  • лимонник;
  • радиола розовая;
  • эхинацея.

Любой лекарственный препарат для ребёнка следует применять только по инструкции. На приём фитопрепаратов возможно развитие аллергической реакции.

Данные препараты могут выпускаться в виде настоек и жидких экстрактов.

Настойки содержат в своём составе спирт, что не очень хорошо для ребёнка. Для детей лучше покупать в виде жидкого экстракта.

Также противопоказанием для адаптогенов служит детский возраст до 14 лет.

Адаптогены в спорте просто незаменимы. У спортсменов они повышают работу мышц, облегчают тренировочный процесс, ускоряют метаболизм. Ребёнок испытывает прилив сил и энергии.

Самыми полезными для нервной системы являются витамины группы В. Они улучшают работу мозга в общем и нейронов в частности, обладают успокаивающим эффектом. Помогают восстанавливаться нервной системе.

Самым распространённым комплексом витаминов является препарат Нейромультивит. Это средство рекомендуется только с подросткового возраста.

В целом, диагноз «вегетососудистая дистония» обозначает совокупность множества симптомов. И может отражать неправильный жизненный ритм ребёнка. Старайтесь правильно организовать день вашего чада, чтобы он мог полноценно отдыхать. Тогда он никогда не узнает, что такое лекарства.

Оценка статьи:

(25,00

Источник: https://medlechebnikk.ru/vegeto-visczeralnyh-disfunkczij.html

ПроНедуг
Добавить комментарий